Светлана Афонина Все статьи автора
24 августа 2019, 14:57 8269

Потенциал не исчерпан. Уровень локализации производств иностранных марок недостаточно высокий

Фото: Сергей Ермохин

Уровень локализации автопроизводств иностранных марок в России недостаточно высокий по сравнению с Индией и Китаем.

В 2018 году рынок легковых автомобилей продолжил восстановление и показал рост. Драйвером его развития стали продажи иномарок российского производства. С 2019 года отрасль должна приступить к углублению локализации: после завершения действия соглашения о промышленной сборке автопроизводителям предлагается подписать специальный инвестиционный контракт.

Дилеры вышли в лидеры. Первый рейтинг автомобильных дилеров Петербурга

Дилеры вышли в лидеры. Первый рейтинг автомобильных дилеров Петербурга

13533
Редакция

Догнать Китай

В 2018–2019 годах завершилось действие соглашения о промышленной сборке для большинства автомобильных производителей.

Власти предложили концернам налоговые льготы и снижение импортных пошлин в обмен на новые инвестиции и дальнейшую локализацию производства (специальный инвестиционный контракт — СПИК).

Как уже писал "ДП", на данный момент все три автомобильных завода, работающих в Петербурге, — Hyundai, Nissan и Toyota — заключили СПИК с Минпромторгом РФ и Смольным. Отмечалось, что самые простые детали уже локализованы и необходимо углубить производство, перенести в страну в том числе часть центров разработок. На эту необходимость указывают и эксперты.

Россия теряет квалифицированные кадры, поскольку на автозаводах иностранных концернов ведется лишь сборка изделий, но не разработки новой продукции, говорится в аналитическом исследовании "АСМ–Холдинга" по итогам прошлого года. В нем также отмечается, что производственные мощности в стране загружены на 40–50% при совокупном потенциале более 3,6 млн штук в год. Кроме того, целевой показатель автопроизводителей в России (30% за 7 лет) уступает Китаю и Индии (75% за 3 года).

В свою очередь, автопроизводители указывают на имеющиеся сложности, которые препятствуют процессу локализации.

Автопром прибавил газу. Петербургские заводы увеличивают производство, несмотря на спад продаж

Автопром прибавил газу. Петербургские заводы увеличивают производство, несмотря на спад продаж

463
Светлана Афонина

"До сих пор не решены вопросы, связанные со СПИК и механизмами распределения субсидий. В то же время специальный инвестиционный контракт для завода Hyundai Motor ("Хендэ Мотор") в Санкт–Петербурге предполагает активизацию работы в области локализации компонентов", — отмечает директор по внешним связям региональной штаб–квартиры Hyundai Motor (Россия и СНГ) Виктор Васильев.

Роста не ждут

Продажи новых легковых автомобилей в России в 2018 году увеличились на 13% по сравнению с прошлым годом и достигли 1,67 млн штук. При этом, по оценке PricewaterhouseCoopers (PwC), прирост иномарок российского производства оказался выше среднеотраслевого уровня и составил 15%. Более 60% всех продаж новых легковых автомобилей пришлось именно на этот сегмент. Доля импорта в совокупных продажах в 2018 году составила около 16%.

В 2019 году, по оптимистическому сценарию PwC, продажи новых легковых автомобилей в России могут вырасти на 0,5% и достигнуть 1,68 млн штук. В базовом прогнозе ожидается снижение продаж на уровне 2% (до 1,64 млн штук). Замедлить рост продаж могут сразу несколько факторов, в их числе — рост цен из–за повышения налога на добавленную стоимость (НДС) с 18 до 20%, увеличение волатильности рубля в случае новых санкций, повышение ставок утилизационного сбора.

"Сегодня цены на автомобили сохраняют тенденцию к росту, а программы "Первый автомобиль" и "Семейный автомобиль" теперь распространяются только на автомобили ценой до 1 млн рублей. Этих мер недостаточно, чтобы удержать рынок от снижения", — считает директор локации "Рольф Октябрьская" Максим Вирченко. По его оценке, переломить негативный тренд "может только запуск новых мер или повышение ценового лимита для автомобилей — участников действующих программ до 1,5–1,8 млн рублей".

Конкуренция между автодилерами возрастает, и ключевыми источниками прибыли остаются сервисное обслуживание и продажи автомобилей с пробегом, подчеркнул Максим Вирченко.

Локальная сборка в топе продаж

По данным агентства "Auto–Dealer–СПб", в первой половине 2019 года в Петербурге было продано 73,8 тыс. новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 1% меньше, чем за аналогичный период 2018–го.

За этот период петербургские автозаводы Hyundai, Nissan и Toyota выпустили 189,2 тыс. легковых автомобилей, что на 3% больше объема производства в городе за первые 6 месяцев прошлого года. Доля городского автопрома по отношению к общероссийскому объему производства автомобилей в январе–июне составила 24,1% (год назад — 23,8%), и на фоне общего снижения рынка этот результат выглядит успешным.

На данный момент автозаводы Петербурга выпускают девять моделей автомобилей, шесть из них входят в топ–25 самых популярных машин в России. Это Kia Rio (лидер среди иномарок), Hyundai Creta (самый популярный внедорожник), Hyundai Solaris, Toyota RAV4, Toyota Camry и Nissan Qashqai.

Лидером по количеству выпущенных автомобилей в городе остается Hyundai, его доля в общем объеме производства составляет 66%. В 2018 году завод установил абсолютный производственный рекорд: с конвейера сошло 246,5 тыс. машин.

В 2019 году предприятие продолжает работать на полную производственную мощность (в три смены 5 дней в неделю) и планирует выпустить более 240 тыс. автомобилей.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама