Этой осенью в России в системе судов общей юрисдикции начнут работу новые самостоятельные инстанции — кассационные и апелляционные суды, два из которых будут располагаться в Петербурге.
Елена Рыбальченко, юрист корпоративной практики "Пепеляев Групп" в Петербурге, считает происходящее "логическим продолжением судебной реформы", ознаменовавшейся ликвидацией Высшего арбитражного суда РФ и передачей его полномочий Верховному суду РФ. "Назрела необходимость в синхронизации и оптимизации процессов судопроизводства, поскольку гражданский, арбитражный, административный и уголовный процессы были объединены в одном "доме правосудия": высшей инстанцией для всех дел в этих процессах стал один суд — Верховный", — отмечает Елена Рыбальченко.
Ранее иерархическая последовательность обжалования в судах общей юрисдикции (СОЮ) выглядела таким образом: районный суд, суд субъекта РФ, Верховный суд РФ. Суд субъекта выполнял функцию апелляционной и кассационной инстанций для нижестоящих судов. Подать кассационную жалобу на решение апелляционной инстанции можно было в президиум суда субъекта.
При этом президиум не принимал к рассмотрению все жалобы. Теперь ситуация будет иной: апелляционная и кассационная инстанция в системе СОЮ выделены в самостоятельные структурные образования по аналогии с арбитражным судом. И кассационная инстанция в СОЮ будет рассматривать все жалобы, а не выборочно, как это было ранее.
Суды субъектов при этом будут продолжать рассматривать по существу в качестве первой инстанции подсудные им уголовные и гражданские дела и апелляционные жалобы нижестоящих судов. "Не совсем правильно, когда в одном суде и первая инстанция, и апелляция, и кассация", — говорил ранее председатель Горсуда Алексей Лаков. Не должно быть возможности "поставить под сомнение решение по такому фактору, как нахождение всех инстанций в одном суде".
У новации есть и минусы. Так, Второй апелляционный суд, который будет располагаться в Петербурге, станет апелляционной инстанцией для почти 20 гражданских и военных судов из различных регионов (республик Коми и Карелии, Свердловской, Курганской, Челябинской областей и т. д.). "Территориальная централизация апелляционного и кассационного обжалования — это дополнительные расходы для граждан, участвующих в судебном заседании, так как им придется платить за поездку в суд в другой город", — считает Елена Рыбальченко.
Среди процессуальных изменений можно выделить введение образовательного ценза. Теперь в СОЮ, за исключением мировых и районных судов, представителями могут быть лица с высшим юридическим образованием или же с ученой степенью по юриспруденции.
Кроме этого, в иске теперь потребуется указывать больше информации об ответчике — к примеру, необходим один из следующих идентификаторов (СНИЛС, ИНН, данные документа, удостоверяющего личность, и т. д.). "Теперь необходимо, подобно арбитражному правилу, заранее направить копию искового заявления с приложениями ответчику, а доказательства такого направления представить в суд. Очевидно, что такие нововведения вряд ли обеспечат более быстрое инициирование спора", — прогнозирует Анастасия Коробейникова, адвокат адвокатского бюро "Ковальчук и партнеры".