Формат свободного офиса придумали в Калифорнии в 2005–м с открытием первого пространства для совместной работы в Сан– Франциско. Первопроходцем стал программист Бред Ньюберг, свое детище он назвал The Hat Factory.
Целевая аудитория быстро оценила его преимущества. Вслед за Америкой коворкинги появились в Лондоне, а потом и в Берлине. Именно здесь, в районе Кройцберг, открылась площадка Business Class Net, владельцы которой одними из первых придумали развивать свою сеть по франшизе.
Но это уже история. Сейчас самым сильным брендом на этом рынке считается WeWork. Она управляет площадками в 100 городах в 27 странах мира. По данным SoftBank, в ближайшие годы стоимость WeWork может достичь $ 100 млрд, а это автоматически ставит компанию в один ряд с Airbnb и Uber.
Конкуренцию WeWork по узнаваемости могут составить лондонский The Hub (сеть из 65 площадок работает на пяти континентах), Knotel (под ее управлением 1 млн м2 офисных площадей) и Regus (около 3 тыс. пространств в 120 странах).
«В Азии стоит отметить оператора Ucommune, которого называют китайским WeWork. Он представлен 40 пространствами в 30 городах и планирует экспансию в 40 стран и 350 городов, — рассказал Никита Титов, эксперт по коммерческой инфраструктуре. — Трендсеттером можно назвать сеть IWG, я бы выделил еще Second Home, Woo Space, Morning Coworking».
Сегментация рынка
Основной тенденцией рынка коворкингов эксперты называют активную сегментацию по целевым аудиториям. Есть площадки только для женщин (Hera Hub, The Wing, Luminary, Radiant Workspaces), для пожилых (Senior Planet), творческих людей (The Ruby, Paragraph), адвокатов (Law Firm Suites), стартапов, IT–специалистов. «За рубежом все больше внимания уделяется оформлению рабочих пространств, это отражается и в концепции. Уже есть пространства только для веганов, для тех, кто приходит с собаками, и тех, кто увлекается медитацией или каким–то видом спорта», — говорит Никита Титов.
Большинство площадок в России, наоборот, пока стремятся быть «для всех»: эксперименты с форматами есть, успешные примеры тоже, однако пока это все же случаи, а не тенденция. «Моды на специализацию действительно пока не наблюдается, хотя варианты нишевания по типам бизнеса или социальному статусу уже появляются: это коворкинги для мам MamaDo, ремесленный проект «Артель», — подтверждает директор федеральной сети Named Антон Утехин.
Различия видны и в том, кто именно приходит работать в гибкие офисы. «В России коворкинги традиционно считаются местом для фрилансеров или стартаперов. За границей я пару раз приходила на встречи к директорам фондов, которые управляют сотнями миллионов долларов. И они сидят именно в общих пространствах», — рассказывает Марина Мартьянова, основатель компании Candice Cake. По ее словам, компании, которые уже вышли из стадии стартапа, коворкингами не брезгуют и снимают даже не места для своих сотрудников, а целые комнаты. «Это просто дешевле, к тому же есть все необходимые услуги: кофе бесплатный, еда, переговорки, принтеры и прочее», — говорит она. Так, один из резидентов WeWork — всемирно известная компания Microsoft.
Азиатский рост
По данным Instant Group, самым быстрорастущим рынком коворкингов в мире можно назвать Азиатско–Тихоокеанский регион. Здесь, согласно исследованию, более 8,6 тыс. площадок для совместной работы.
В лидерах, конечно, Гонконг — в городе около 340 открытых офисов. Быстрее всего (на 19 % за год) выросло их количество не только в Гонконге, но и в Бангалоре, Сингапуре и Мельбурне. Популярные места — PlusConcept и The Co (Сингапур), The Start Network, Gekkospace и Funwork (Вьетнам), Hubba и The Sync (Малайзия.)
Американский ответ
В США этот рынок быстрее всего растет в трех штатах: Нью–Йорке, Калифорнии и Техасе (за прошлый год количество выросло на 12 %). Другие штаты показывают увеличение только на 4 %.
Доля гибких офисов в глобальном масштабе пока небольшая — не превышает 10 %. Однако уже очевидно, что этот показатель будет расти. Некоторые даже предсказывают, что корпорации будущего вовсе откажутся от стандартных рабочих мест: весь мир рано или поздно переедет в гибкий коворкинг. Сейчас это представляется невозможным. Впрочем, «ВКонтакте» в дополнение к своему постоянно расширяющемуся офису в Петербурге давно обзавелась в этом же городе закрытым корпоративным коворкингом. Так что как минимум эксперименты начались.