Накладная экология. Осознанное потребление приносит убытки бизнесу

Автор фото: vostock-photo

Концепция осознанного потребления захватывает общепит. Кофейни предоставляют скидку клиентам, приносящим с собой посуду, рестораны сдают отходы на переработку и с дисконтом распродают оставшуюся вечером еду.

Следуя концепции zero waste и поддаваясь веянию моды, предприниматели стремятся, чтобы их бизнес оказывал минимальное воздействие на окружающую среду. Впрочем, как правило, проекты с приставкой "эко" закрываются очень быстро.
Владелица магазина товаров без упаковки "Крупа" Александра Рощина отмечает, что из–за тренда на осознанное потребление в городе работает с десяток магазинов, где товары не упаковывают. Самые известные из них — "Покупай правильно" и B12. Однако предприниматели, увлекшиеся таким бизнесом, быстро выгорают. Дело в том, что он убыточен. Экологические инициативы не финансируются извне, государство поддержку не оказывает, предприниматели вкладывают личные средства. "Бизнес в сфере экологии — это не про деньги, это про ответственность", — заключает Рощина.

Экопроекты

Открывать экобизнес решаются далеко не все. Всеволод Василькиоти запустил в Петербурге службу "Экотакси.спб". Он собирает и вывозит мусор на переработку, используя собственный автомобиль. Василькиоти работает в основном с частными клиентами и бизнес–центрами. "Я увидел, что происходит вокруг и сколько мы производим мусора, и решил помогать тем, кто готов сортировать отходы, но не в силах по тем или иным причинам довезти их до пункта приема", — отмечает автор проекта. Некоторые энтузиасты предлагают совершенно бесплатно ресторанам и другим заведениям города вывозить мусор на переработку, но, как правило, их энтузиазм быстро пропадает.
"Первый месяц мы сотрудничали с компанией, которая помогала нам перерабатывать отходы абсолютно бесплатно, но в какой–то момент они перестали работать. Сейчас мы ищем новую компанию, которая будет вывозить рассортированный мусор", — отмечает руководитель кафе "О, мой боул" Анастасия Чернова.
Автор проекта "Экотакси.спб" отмечает, что в этой сфере бизнеса руки могут опуститься раньше, чем предприниматель начнет зарабатывать: "В экобизнесе все очень долго окупается".
Часто в ресторанах и пекарнях города остается нераспроданная еда, которую выкидывают. Однако остатки еды можно распродавать. Для этого уже запущено мобильное приложение EatyEat. Перед закрытием рестораны размещают в нем каталоги со скидками на оставшиеся блюда. Пользователи покупают эту еду и сами забирают ее из заведения. В кафе "О, мой боул" отмечают, что такой подход позволяет работать без отходов. "Все ингредиенты мы используем полностью, пока в конце рабочего дня у нас ничего не остается", — рассказала руководитель кафе.

Zero waste и рестораны

Тренд на осознанное потребление заключается не только в минимизации отходов. В сети стритфуд–баров Pita’s отказались от одноразовой упаковки, здесь не выдают пластиковые трубочки к напиткам и одноразовые приборы, неэкологичный пластик заменен на крафтовые изделия. Совладелец Pita’s Александр Крылов отметил, что подобные инициативы обходятся дороже, но позволяют привлечь новых клиентов.
В начале этого года Pita’s присоединился к проекту My cup, please — движение за отказ от одноразовых стаканчиков. В заведениях предоставляют скидку 5% на все напитки тем клиентам, кто приносит с собой кружку. В этом движении уже участвуют около 200 кофеен и ресторанов Петербурга.
Директор по производственному развитию и логистике "Буше" Евгения Бояринова отмечает, что они также предлагают 10%–ную скидку гостям, приходящим со своими кружками. В компании также стараются перерабатывать все отходы, сокращают использование одноразовой посуды и используют салфетки из вторсырья. За год "Буше" удалось даже заработать на этом более 1 млн рублей.
В кафе "О, мой боул" тоже по минимуму используют одноразовую посуду. "Хотя у нас формат стритфуда, вся посуда многоразовая", — отметила Анастасия Чернова.
Некоторые кофейни города предлагают вторичное использование тары, которую посетители берут навынос. Например, владелица кофеен "Море внутри тебя" Александра Афанасьева заменила пластиковые контейнеры для десертов с собой на стеклянные баночки. "Чтобы минимизировать количество используемого пластика, мы заказываем у поставщиков десерты to go в стеклянных баночках. Наши гости могут использовать их повторно в бытовых целях", — рассказала Александра. Кроме того, в кофейне устроили сбор батареек, потом их отвозят в специальный центр по утилизации.
"Все это финансово накладно для нашей кофейни, но вопрос о выгоде здесь даже не стоит. Пластиковая индустрия приучила нас к своим недорогим продуктам, но их использование очень дорого обходится нам в конечном счете", — считает предпринимательница.
Впрочем, производители полиэтилена говорят, что говорить о закате эры пластика преждевременно. Генеральный директор ООО "ПакБери" Наталья Гаврилова отмечает, что на сегодняшний день пластику нет альтернативы по цене и удобству использования.
"Бумага подойдет далеко не для всего, что нужно упаковать. Ее производство дорого и небезопасно с точки зрения экологии. Есть новые материалы из кукурузного и картофельного крахмала, но они дороже пластика", — рассказала Наталья.
Можно производить биоразлагаемый полиэтилен. "Для этого нужно использовать определенную добавку, она достаточно дорогая, и многие потребители пока не готовы переплачивать за данную продукцию", — сказал коммерческий директор "Альфа Пак СПБ" Степан Минин.