Антон Васильев Все статьи автора
2 августа 2019, 11:13 5417

Заплатят за всех. Об очередной революции в российской энергетике

Фото: Коньков Сергей

Минэкономразвития представило на общественное обсуждение проект указа президента, в котором предлагало уже с 2020–го переложить на бюджет весь объем перекрестного субсидирования в тарифах на электроэнергию, а также часть нерыночных надбавок к цене электрической мощности. Однако просуществовала идея недолго.

Энергетики ждут хакерских атак. ТГК-1 хочет установить новые системы защиты

Энергетики ждут хакерских атак. ТГК-1 хочет установить новые системы защиты

325
Владислав Скобелев

Генерация оптимизации

Перекрестное субсидирование — одна из старейших и самых острых проблем российского энергорынка. Суть в том, что часть оплаты за потребленную электроэнергию перекладывается с населения и объектов социальной сферы на промышленные предприятия, то есть фактически происходит перераспределение тарифов под контролем государства. В годы реформирования РАО ЕЭС неоднократно декларировалось, что это прямое наследие советской тарифной системы будет постепенно ликвидировано, а тарифы на электроэнергию для населения и промышленности выровняются. Однако на практике объем "перекрестки" только растет: в 2012 году Минэнерго оценивало его в 220 млрд рублей, в 2017–м — уже в 368 млрд рублей. При этом потребление электроэнергии населением увеличивается, а предприятиями — снижается, что увеличивает тарифную нагрузку на последних. В итоге перекрестное субсидирование составляет у крупных потребителей 13% в конечной энергоцене.

Чтобы снизить расходы, крупные производства отказываются от распределительных электросетей в пользу прямого подключения к магистральным сетям ФСК (в этом случае тариф на подключение в 4 раза меньше) либо строят собственную генерацию (ее объем, по оценке Минэнерго, в настоящее время превышает 12 ГВт, то есть около 5% от суммарной мощности всей российской энергосистемы). Это еще больше увеличивает "перекрестку", приходящуюся на прочих потребителей.

Попытки отказаться от перекрестного субсидирования предпринимались неоднократно. Самая заметная была предпринята в 2013 году, когда правительство предложило ввести социальную норму потребления электроэнергии. Однако понимания со стороны общества проект не встретил, и в январе 2019–го вице–премьер Дмитрий Козак заявил, что вопрос введения соцнорм на электроэнергию окончательно закрыт.

И вот в июле Минэкономразвития предложило радикальное решение — переложить весь объем перекрестного субсидирования на федеральный бюджет. А заодно и ряд других нерыночных расходов, включаемых в цену на электрическую мощность (среди них, скажем, субсидирование энерготарифов на Дальнем Востоке). В проекте также предлагалось принять меры по росту эффективности работы электросетей, в том числе оптимизации их инвестпрограмм, исходя из роста тарифов не более 2,5% ежегодно. Суммарную нагрузку на федеральный бюджет при реализации своего проекта МЭР оценило в 402 млрд рублей.

Мысль о том, что государство должно решать социальные и инвестиционные проблемы самостоятельно, не перекладывая расходы на энергорынок, не нова и среди потребителей достаточно популярна. Отраслевое сообщество неоднократно признавало идею снижения нагрузки на энергорынок на счет бюджета оптимальной, но соглашалось, что в текущих экономических условиях она вряд ли осуществима. Тем более что финансовая нагрузка на потребителей энергорынка за счет нерыночных надбавок только увеличивалась и в нее включались все новые и новые проекты вроде господдержки возобновляемой энергетики.

Опять не вышло

Минэнерго раскрыло подробности инцидента на Калининской АЭС

Минэнерго раскрыло подробности инцидента на Калининской АЭС

527

Однако спустя сутки проект указа был удален с федерального портала нормативных правовых актов, а министр МЭР Максим Орешкин признал, что источников финансирования для столь смелых идей нет. По слухам — из–за негативной реакции Минфина и лично первого вице–премьера Антона Силуанова. Она была ожидаемой: 402 млрд рублей — это более 2% расходной части нынешнего бюджета. И хотя федеральный бюджет — 2019 ожидается профицитным, бюджетное правило, по которому дополнительные нефтегазовые доходы сверх цены $41,6 за баррель зачисляются в Фонд национального благосостояния, пока тот не достигнет размера 7% ВВП, никто не отменял. Да и проектов, для реализации которых могут потребоваться лишние бюджетные деньги, в стране предостаточно.

Вряд ли в Минэкономразвития этого не понимали. Но оно назначено ответственным за реализацию поручений Владимира Путина по решению проблемы перекрестного субсидирования, а правительство не готово принимать непопулярные решения вроде повышения тарифов на электроэнергию. Теперь министерство, предложившее наиболее радикальный и всеобъемлющий вариант решения проблемы, может с чистой совестью отрапортовать, что поручение президента выполнено, но реализация его невозможна. О том, что стоимость электроэнергии для потребителей энергорынка будет продолжать расти из–за увеличения объемов "перекрестки" и нерыночных надбавок, какое–то время можно не вспоминать. Возможно, пока нефть не подорожает.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама