Малая Арнаутская закрывается. Рынок приступил к обязательной маркировке обуви

Автор фото: Андрей Федоров

Рынок приступил к обязательной с 1 июля маркировке обуви цифровым кодом DataMatrix с регистрацией в системе "Честный знак". До этого проект был добровольным.

С помощью кода покупатель сможет быстро определить законность товара. Информация будет зашифрована, подделать маркировку, по словам экспертов, невозможно.
Цель нововведения — борьба с контрафактом. От него страдает и государство, недополучая в бюджет, и легальные производители. Как "ДП" рассказали в Национальном обувном союзе (НОС), из–за незаконной продукции нет четкой статистики. По разным оценкам, контрафакт — примерно 40% рынка, но, возможно, до 60%. В странах Западной Европы — редко больше 5%.
Директор НОС Наталья Демидова считает, что маркировка позволит обелить рынок и насытить его легальным товаром. "Обувь в "Смешных ценах" или на вещевых рынках вредит не только экономике, но и потребителю", — рассказывает она. Сейчас наказать производителей нелегальной обуви довольно сложно — незаконные торговые точки постоянно мигрируют. С новой системой критерий будет один: есть код — хорошо, нет — контрафакт, и миллион проверок проводить не придется.
На практике немного сложнее. Часть производителей уже перешли на новую систему, но в ее успех верят не все. Гендиректор Zenden Андрей Павлов рассказал "ДП", что одной маркировки для борьбы с контрафактом недостаточно, нужен закон о запрете торговли маркированными товарами на ЕНВД, патентах, а также повсеместный ввод онлайн–касс.
Директор по продажам RALF RINGER Владимир Агеев говорит, что компании "предстоит большая работа по проработке нюансов и перенастройке всех информационных систем и оборудования. В существенной степени поменяется алгоритм взаимоотношений с поставщиками и покупателями, изменится архитектура учета, хранения и перемещения товара, а также предстоит переход на систему электронного документооборота". Он отмечает, что для мелких предпринимателей и сетей процесс может оказаться намного сложнее.
Директор сети магазинов "Детский Скороход" Мария Хазанович рассказала "ДП", что компания зарегистрировалась в "Честном знаке" и большинство поставок к осеннему и зимнему сезону будут промаркированы, остатки будет обрабатывать магазин. "Мы должны покупать коды и расклеивать их самостоятельно, это допзатраты", — рассказывает она, подчеркивая, что пока для системы "1С" нет специальных доработок и неясно, как налаживать процесс маркировки товаров.
Андрей Разбродин убежден, что "фальсификат не исчезнет с рынка сразу: для ускорения необходима комплексная система сопровождающих, параллельных мер".
У участников обувного рынка есть время до марта 2020 года. Предполагается, что весной следующего года ввод в оборот немаркированной продукции будет караться штрафом и конфискацией товара.