Есть молоко, да достать далеко. Новые правила продажи молочной продукции усложнили работу маркетологов

Автор фото: Сергей Коньков

Изменившиеся с 1 июля правила продажи молочной продукции дали много работы логистике и маркетингу. Теперь молоко от немолока надо отделять, желательно — разными полками.

Теперь продукты с заменителями молочного жира будут стоять отдельно от молока и молочной продукции, которая к тому же должна сопровождаться надписью: "Продукты без заменителя молочного жира". Новые правила введены для того, чтобы натуральная продукция визуально выделялась в продуктовых магазинах.

Грамота не болезнь

Такое разделение, по мнению Роскачества, необходимо для повышения потребительской грамотности населения — покупатель должен понимать, что за товар он кладет в свою продуктовую корзину, и выбирать его осознанно. В Союзмолоко говорят о том, что новые правила будут также способствовать росту спроса на натуральную молочную продукцию.
Директор по связям с общественностью и госорганами Союзмолоко Мария Жебит утверждает, что новые правила уже привели к изменениям: "Несмотря на то что уровень потребления молочной продукции в первую очередь обуславливается уровнем доходов населения и ценами на полке, эти изменения в части разграничения молокосодержащих и молочных продуктов уже привели к изменению структуры спроса". В пример организация приводит сыр и сырную продукцию — изменения в маркировке и тренд на здоровое питание поспособствовали тому, что спрос на сырные продукты упал на 10,3%, тогда как на сыры вырос на 10,1%. Это, кстати, притом, что цена за последний год поднялась на 4,9%.

Этап расстановки

Как рассказал "ДП" консультант по продвижению продукции в торговые сети Михаил Лачугин, сейчас в крупных сетевых магазинах товары стоят так же, как стояли, — на одной полке. Молочные, молочные составные и молокосодержащие продукты визуально выделяют лишь при помощи ценников и специальных значков. К натуральным товарам добавились специальные надписи: "Продукт без заменителя молочного жира". Чаще используются короткие обозначения: СЗМЖ и БЗМЖ.
По словам эксперта, большинство торговых сетей планируют расставить продукцию на разные полки только с нового года, но мало кто представляет, как это будет выглядеть. Ретейлеры боятся, что разграничение продукции отпугнет покупателя от товаров с заменителем молочного жира и она перестанет продаваться вовсе.
Сам же эксперт негативно оценивает нововведения и считает, что спрос на натуральную молочную продукцию должен регулировать рынок. По мнению Лачугина, в России потребитель часто покупает товар по принципу "что дешевле — то и куплю" и новые правила вряд ли в корне изменят ситуацию. Как отмечает Мария Жебит, уровень потребления молочной продукции в первую очередь зависит от уровня дохода населения. В общем и целом натуральную молочку покупатель будет выбирать, если у него есть на это деньги.

Большие маленькие сети

Меньше всего проблем у "ВкусВилла" — они не продают продукцию с заменителями молочного жира, и переставлять им ничего не придется. У крупных сетей с перестановками особых трудностей тоже возникнуть не должно — им для разграничения товаров хватает торговой площади. Если кто и пострадает, так это небольшие продуктовые магазины.
Эксперты, впрочем, отмечают, что ряд магазинов пытается ввести покупателей в заблуждение, обозначая продукты с растительными жирами меткой БЗМЖ и надеясь, что покупатель не будет внимательно читать состав. В частности, это касается рассольных продуктов и тофу, в составе которых растительные жиры указаны.
На сайте Роскачества сказано, что у несетевой розницы и точек нестационарной торговли могут возникнуть проблемы с размещением продуктов на ограниченной площади. "Мы рассчитываем, что совместно с отраслевыми объединениями и Минпромторгом удастся их решить по ходу накопления правоприменительной практики", — прокомментировала Мария Жебит.
По словам Михаила Лачугина, в ближайшее время какие–либо санкции к магазинам применять не будут. В постановлении, утверждающем новые правила, не прописано, какое наказание ждет тех, кто никак не обозначит натуральную молочную продукцию после нововведений.
В Роскачестве отмечают, что к нарушителю будут применяться меры административного воздействия — штрафы, а право привлечения к административной ответственности закреплено за Роспотребнадзором. "Меры ответственности за несоответствие требованиям предусмотрены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях", — заявили в организации.
Роскачество также будет вести точечный мониторинг сетевых магазинов и отдельных торговых точек. "Пилотный рейд уже состоялся, были осмотрены сетевые и несетевые магазины", — сообщили в пресс–центре организации.