О Фарерских островах в России либо не слышали и при упоминании начинают искать в южных широтах, либо думают, что это голые скалы посреди Атлантики. Однако живущий там маленький народ сумел не только воплотить утопию на своей скупой на пространство территории (ширина каждого из островов архипелага не превышает 8 км), но и прийти на помощь России — когда в 2014–м норвежский лосось попал под санкции, решение проблемы нашлось в фарерских садках.
Еще 15 лет назад на то, чтобы добраться домой из единственного аэропорта, у жителей восточного городка Клаксвуйк (второй по величине после столицы Торсхавн) уходило не меньше 4 часов. Приходилось пересекать проливы на паромах, а фьорды объезжать, добавляя двойной, а то и тройной километраж. К 2019–му остались только фьорды — дорога до Клаксвуйка занимает чуть больше часа. Столько же — между двумя крупнейшими городами. Но теперь под одним из самых широких заливов появился тоннель длиной 10 км. В следующем году сдадут в эксплуатацию, после чего время в пути сократится вдвое. Фарерский бизнес — а он в первую очередь связан с морем — станет еще эффективнее.
Фарерцы сочетают умение трудиться руками (ловить рыбу из поколения в поколение — тяжелая работа) и думать головой. Малочисленность и близость друг к другу позволяют им быстро принимать нужные решения — в том числе для борьбы с напастями. За последние десятилетия таковыми были заражение атлантического лосося, которое едва не поставило Фареры на грань выживания, а также пожар, уничтоживший портовый терминал в Творойри, на острове Суурой, что лишило работы 150 человек. Если живешь посреди Атлантики, все это — как удары ниже пояса.
Фарерские пейзажи драматичны, будто в "Гамлете". Декорации светло–зеленых гор с бесчисленными водопадами и обрывами идеально помогают достичь концентрации в работе и полного расслабления после нее, и именно это, уверен, делает патриотизм местных жителей исключительным. В последнее время на Фареры приезжает все больше туристов, что незамедлительно сказалось на инфраструктуре.
Удобство жизни здесь на уровне всех скандинавских стран — идеальные дороги, дома комфортные, словно специально созданные для хюгге, хотя принципиально не отличаются, независимо от того, живет ли здесь рыбный миллионер или капитан туристической лодки.
Отелей, впрочем, пока немного: летом зарезервировать жилье на островах проблематично, хотя цена за ночь непременно превышает сотню евро. Притом что лето означает в лучшем случае +16°C с переменной облачностью, некоторые даже готовы оформлять в собственность гаражи без окон, лишь бы иметь возможность раствориться в тумане Саксуна или дождаться прибоя в Джегве.
Фареры самодостаточны, но при этом все больше открывают себя миру. В июле местные авиалинии запустили рейс в Париж, осенью начнут летать в Нью–Йорк. Кстати, стыковка через столицу Франции удобна для граждан России, несмотря на то что большинство полетов в Воар совершается из Копенгагена.
О вопросах независимости тех или иных народов можно долго спорить, но вот какое отношение Фареры имеют к Дании, под чьей юрисдикцией находятся — загадка. Иной язык, культура, менталитет. С тем же успехом можно назвать Исландию частью Великобритании или Норвегии.
Максимальное удобство и эффективность — на это ориентирована жизнь северных островов, изначально задуманных природой как тренажер по выживанию.
При этом фарерцы думают и о мелочах. От парковки до здания аэропорта (он единственный, кстати, на моей памяти, где при досмотре не просят достать ноутбук из сумки) ведет плексигласовый тоннель, который защищает пассажиров от дождя и ветра на протяжении аж 50 метров. Его возведение стоит недорого, и очень хочется спросить: что мешает сделать то же самое в нашем явно не теплом и сухом Пулково?