Опрос "ДП": Почему артисты МХАТа просят вернуть им Татьяну Доронину

Автор фото: ТАСС/Артем Геодакян
Татьяна Доронина на церемонии вручения премии зрительских симпатий "Звезда театрала" в Государственном академическом театре имени Е. Вахтангова.

"ДП" спросил у экспертов, почему артисты МХАТа имени Горького просят вернуть Татьяну Доронину на пост художественного руководителя театра.

История с МХАТом — больная тема. Татьяна Доронина годами строила то, за что мы любим МХАТ. У нее есть свое видение и сплоченный коллектив. На смену ей должен был прийти человек, которого бы она сама разглядела своим опытным взглядом. Это она должна была сказать: «Ребята, мне за 80, я устала, но я буду с вами, наблюдать за театром уже на другой должности». А так получается, что ее обманули, сдвинули с поста. В Петербурге так было в цирке на Фонтанке. Менялись директора через каждые 2 года, в итоге всех артистов просто распустили. Теперь это площадка для проката московских артистов, ее оформили под Московскую цирковую организацию. Теперь талантливые петербургские цирковые артисты вынуждены уезжать на заработки за границу. Печально, что такое может произойти и с МХАТом. Каждая метла метет под себя, так что в театре точно будут большие пертурбации, возможно, смена коллектива. Неизвестно, будет ли в итоге лучше. Это очень тяжело для атмосферы в самой труппе.
Ольга Васильева
воздушная гимнастка, совладелец Air Trio
Любой человек, который смог занять должность худрука, хочет как можно дольше оставаться на посту. Татьяна Доронина занимала позицию в МХАТе 30 лет — это действительно очень большой срок. Когда ты долго занимаешься постановками, твой почерк сразу виден, но развитие в какой–то момент останавливается. Каждый новый руководитель, тем более художественный, подбирает под себя труппу, разногласия неизбежны. Мы можем вспомнить приход Кехмана в Михайловский театр. Напомню, что сам МХАТ родился из определенного скандала, который как раз и привел к образованию двух театров из одного. Должность президента театра Дорониной — почетная пенсия для человека, который достиг определенного положения в искусстве. Но ее влияние на свое детище будет уменьшаться. Ей 85, очевидно, что рабочие нагрузки нужно сокращать. Все идет своим чередом. Что касается зрителей, что бы ни происходило в театре, в зале все равно будут люди. К тому же любой скандал, как известно, работает как хороший PR.
Леонид Кисиль
основатель студии хореографии «Балет на Фонтанке»
К этому все и шло. Театр полностью зависел от Дорониной. Но, думаю, большинство зрителей не могут назвать ни одного молодого актера, кто вырос бы за последние 15 лет в этом театре в значимую величину. Большой вопрос — знают ли и взрослых актеров МХАТа. Это самый большой зал в Москве, но никаких супераншлагов там нет. Театр не гастролирует, не номинируется на премии. Ни один его спектакль за последние годы не возбудил в обществе заметного обсуждения. Известно только то, что там ставят классику «под старину». Это вообще проблема: большинство топ–театров страны возглавляют очень пожилые, пусть и заслуженные, люди. Такая же ситуация может возникнуть в «Ленкоме», где Захарову далеко за 80, в Малом театре, где Соломину за 80, в МХТ имени Чехова, где заменили Табакова на Женовача. И в петербургских театрах есть такая вероятность. Это вообще проблема сильных художественных лидеров, которые тратят жизнь на творчество, а не на поиск замены. Вот Валерий Фокин в Александринском: совершенно четко готовит главрежа театра Николая Рощина на смену себе. МХАТ — консервативный театр с консервативной публикой. Надо было ставить во главу его такого человека, который соответствует представлениям труппы о том, как должен строиться творческий процесс. Эдуард Бояков (худрук МХАТа. — Ред.) и Захар Прилепин (завлит. — Ред.) явно не те люди. Хотя есть успешный пример «Гоголь–центра». Все помнят протесты артистов против Кирилла Серебренникова. В итоге те, кто верит в свои силы, работают у него на главных ролях и видят полные залы, а не 20 человек. И все его любят.
Георгий Муа
создатель популярного блога о театре «Театральная вешалка»