"Цифровым образовательным технологиям" важно обучать в педагогических вузах

Вице-президент корпорации "Российский учебник" Андрей Галиев рассказал о роли технологической составляющей в образовательном процессе.

- Как обстоят дела с цифровизацией в образовании, можно ли говорить о каком-то прорыве в данной области?
Нужно понимать, что за любыми технологиями всегда стоят люди. Это касается не только стадии, на которой осуществляется непосредственная технологическая разработка или создание инноваций, но и этап непосредственного практического внедрения в качестве рабочих инструментов на местах. Сегодня бОльшая часть преподавателей в наших школах – это люди старшего возраста, получившие свое образование, жизненный и профессиональный опыт в абсолютно аналоговой среде. И для того чтобы начать активно использовать цифровые решения, нужно, чтобы учителя понимали, чем полезны эти технологии, чувствовали потребность в них.
- Как можно стимулировать желание овладевать новыми технологиями у возрастных групп педагогов?
Это долгий и сложный процесс, который невозможно избежать, если мы действительно хотим получить школу принципиально другого качественного уровня. Президент поручил к 2024 году обеспечить вхождение России в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования. Для этого на первых порах необходимо предпринять ряд качественных мер, направленных на формирование в российских школах благоприятного "цифрового" климата, а также избавить учителей от огромного количества бумажной рутины. Безусловно, "цифровые образовательные технологии" могли бы стать отдельным курсом в педвузах.
- Соответствуют ли использованные в цифровой платформе LECTA технологии тем задачам, которые позволят "оцифровать" школу?
Мы постарались создать инфраструктуру, под которую могут подводиться любые данные, проводиться их последующая обработка. Особенность нашей платформы заключается в том, что она позволяет интегрировать разные программные интерфейсы и сервисы. Одним из ресурсов, который сейчас широко используется педагогами на платформе LECTA, является "Классная работа". Сервис позволяет учителям сократить временные затраты на подготовку к уроку. Львиную долю рабочего времени педагогам приходится тратить на подготовку отчетности. Данный сервис позволяет провести урок на высоком качественном уровне. Сервис "Контроль" позволяет отслеживать успеваемость учеников в классе. Это чрезвычайно важно для работы педагога в условиях, например, многочисленного класса. Инструмент помогает учитывать индивидуальное восприятие пройденного материала. Мы должны дать ребенку возможность отработать и понять самостоятельно тот материал, который он мог не усвоить на необходимом уровне в рамках урока. Например, ученик сделал упражнение по алгебре, а система отслеживает, насколько успешно он справляется с решением этой или аналогичной задачи. И в следующий раз ему предлагается чуть более сложная задача.
- Возможен ли в каком-то обозримом будущем полный переход на исключительно электронную форму обучения?
Мне кажется, нет. Любые технологии – это, прежде всего, инструменты, которые используются для выполнения определенных задач или решения проблемы, достижения результата. Основной должна оставаться педагогическая деятельность. Без живого общения невозможно будет мотивировать детей. Учитель может привить любовь к определенной дисциплине, помочь определиться с выбором профессии. Это большая ответственность не только перед школьниками и их родителями, но и перед государством. Очень много говорится и о социально-эмоциональном интеллекте. Это то, чему машина, скорее всего, научить не сможет.