Сегодня в Ивановской области завершается один из самых оригинальных киносмотров в России — международный фестиваль имени Андрея Тарковского "Зеркало".
Содержание "Зеркала" определяет его полное название. Фамилия Тарковского — как компас для отборщиков во главе с Андреем Плаховым, которые ищут отголоски кинематографа главного русского режиссера в работах авторов со всего мира, а затем привозят их в Ивановскую область, где в маленькой комнатке маленького дома в маленьком городе Юрьевце сам Тарковский прожил несколько детских лет.
Иваново и окрестности
Нельзя при этом, конечно, сказать, что Иваново и окрестности так уж пропитаны воздухом большого киноискусства. Сделать из региона эпицентр авторского кино, пускай даже всего на одну неделю, — идея, как будто выписанная из романов Ильфа и Петрова. Тем удивительнее, что она оказалась рабочей. Ваш корреспондент своими глазами видел полные залы на израильском фильме про грустного ветеринара ("После моего ухода" Нимрода Эльдара), странном нидерландо–боснийском роуд–муви ("Отвези меня туда, где хорошо" Эны Сендияревич), казахской бессловесной семейной драме ("Река" Эмира Байгазина), слышал, как обаятельные ивановские бабушки спорят на лавочках о финале сюрреалистического аргентинского триллера "Красный" Беньямина Найштата, получившего три премии на фестивале в Сан–Себастьяне, но, конечно, не имевшего никаких шансов на прокат ни в Иванове, ни в Петербурге с Москвой. Что бы там ни говорили первые лица русского кино — люди в регионах скучают по вдумчивому авторскому кинематографу и пусть не круглый год (хотя это тоже хорошо бы проверить), но готовы потреблять его с утра до вечера.
Программная дюжина
Читайте также:
Кино
Неведомый амулет. Что покажут на "Кинотавре"
Фестиваль "Зеркало" — это 12(!) программ. Среди них выделяются "Большая тройка" с призерами Канн, Венеции и Берлина. В этом году, например, именно здесь состоялась российская премьера "Паразитов" Пон Чжун Хо, получивших "Золотую пальмовую ветвь". Программа "Свои" с новыми русскими фильмами: от только что награжденной на "Кинотавре" комедии "Давай разведемся" Анны Пармас до прогремевшей за рубежом, но так толком и не показанной в России драмы "Сулейман гора" Елизаветы Стишовой. Важнейшая секция смотра — "Тарковский контекст" с отреставрированными фильмами Вернера Херцога и эссе о Маргарите Тереховой и съемках "Ностальгии". Уникальная ивановская придумка — программа "Костюм в кино", раз уж город — текстильная столица. Наконец, любимая затея вашего корреспондента — программа "Кино на колесах", эдакий "киношный поезд пропаганды". Каждый год кураторы выбирают одну ленту и везут ее вместе с режиссером по близлежащим городам и селам. В этот раз таким фильмом стал "Мальчик русский" очередного выпускника кабардино–балкарской мастерской Александра Сокурова Александра Золотухина. Ленту показали в Кинешме (население — 80 тыс. человек), Вичуге и Кохме (около 30 тыс. в каждом), Фурманове (24 тыс.) и Юрьевце (8 тыс.). И везде люди заполняли залы, везде оставались на обсуждение с автором, везде проявляли неподдельный интерес к довольно странному и радикальному фильму, никогда и ни при каких других обстоятельствах не показанному бы в местных кинотеатрах.
В начале пути
Чуть ли не самым ажиотажным показом "Зеркала" стала новая работа другого сокуровского ученика Кантемира Балагова. Его "Дылда" уверенно движется к статусу главного русского фильма года: премьера на Каннском кинофестивале, приз за лучшую режиссуру в секции "Особый взгляд", приз кинокритиков ФИПРЕССИ, специальный переаншлаговый сеанс на "Кинотавре", теперь вот участие (и очень вероятная победа сегодня вечером) в "Зеркале". При этом с премьеры картины прошло каких–то 2 месяца — путь ленты только начинается. Тут, впрочем, важно уточнить — путь ленты смонтированной. Если верить генеральному продюсеру "Зеркала" Константину Шавловскому, 2 года назад, когда Балагов привозил на "Зеркало" свой дебют "Тесноту", получивший в итоге первый приз, режиссер практически не выходил из номера, разве что представить картину. Он все время читал и работал над следующим проектом — и вот теперь мы знаем, над каким. Ради в том числе и таких отражений фестиваль "Зеркало" и затевался.
Максим Заговора, журналист "Кино ТВ", специально для "ДП"