Примерно 5% автомобилей, выпущенных на петербургских автозаводах, экспортируются. Крупнейшие покупатели — страны СНГ.
Петербургские заводы "Хендэ" (Hyundai), "Тойота" (Toyota) и "Ниссан" (Nissan) на протяжении последних лет пытались расширить географию экспорта. Поводом для этого стал спад продаж на российском рынке, и автоконцерны пытались найти новые рынки сбыта. Они выбрали разную стратегию, однако в итоге решили все же отказаться от масштабной экспансии, сфокусировались на рынках стран СНГ. "Деловой Петербург" разбирался, в каких странах стали популярны автомобили петербургской сборки.
Узкография экспорта
Сегодня на трех автозаводах в Петербурге собирают девять моделей автомобилей. Cемь из них вошли в топ–25 самых популярных машин в России по итогам I квартала 2019 года. Всего за январь–март текущего года автопредприятия города выпустили 93 тыс. машин, говорится в данных Петростата. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года наметился рост, он составил 5,9%. На экспорт из Северо–Западного региона за этот период было отправлено 4503 легковых автомобиля общей стоимостью $81,2 млн. Большинство из них — 4356 штук — поступили в страны СНГ, говорится в материалах Северо–Западного таможенного управления ФТС. Таким образом, на данный момент экспорт можно оценить в 5–6% от общего объема легковых машин, произведенных в Петербурге.
Корейская стратегия
Завод "Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус" (ХММР) отправляет на экспорт все четыре модели автомобилей, которые собираются в Петербурге. Это Hyundai Solaris, Hyundai Creta, Kia Rio и Kia Rio X–Line. В 2018 году ХММР экспортировал более 11,8 тыс. автомобилей. За I квартал 2019 года этот показатель превысил 3,8 тыс. автомобилей (+60%), сообщили "ДП" в пресс–службе компании.
В ХММР отмечают, что основные покупатели российских Hyundai за рубежом — Казахстан и Белоруссия. Кроме них предприятие экспортирует автомобили еще в восемь стран: Армению, Азербайджан, Белоруссию, Грузию, Казахстан, Киргизию, Молдавию и Таджикистан.
Hyundai делал попытку наладить экспорт легковых машин на Ближний Восток, отправляя их из Петербурга морем в Египет и Ливан. Компания сообщила о планах поставить в эти страны более 4 тыс. автомобилей. Объем экспорта в ХММР оценивали в 10% от общего объема выпуска завода. Модель "Хендэ Солярис" (Hyundai Solaris) специально адаптировали для этого рынка, установив систему кондиционирования и вентиляции.
Однако недавно стало известно, что экспорт в Египет и Ливан велся чуть больше полугода, после чего ХММР решил сосредоточиться на внутреннем рынке России и странах СНГ. Производство специальной версии на петербургском заводе на данный момент прекращено. В июне 2019 года завод ХММР получил всероссийскую премию в области международной кооперации и экспорта "Экспортер года" в Северо–Западном федеральном округе, заняв 2–е место в категории "Крупный бизнес" в номинации "Экспортер года в сфере высоких технологий".
Предприятие сегодня крупнейший автозавод в городе: работает в три смены, а общее число сотрудников завода превышает 2200 человек. В 2018 году с конвейера ХММР сошло 246,5 тыс. легковых машин. В 2019 году планируется выпустить более 240 тыс. автомобилей.
Nissan смотрит на СНГ
Автоконцерн Nissan также экспортирует всю линейку автомобилей, которая производится в Петербурге. Это модели "Ниссан Кашкай" (Nissan Qashqai), "Ниссан Икс–Трейл" (Nissan X–Trail) и "Ниссан Мурано" (Nissan Murano). Машины отправляют в Белоруссию и Казахстан. Так, за январь–май 2019 года в Белоруссию экспортировано 602 автомобиля, в Казахстан — 419 машин петербургской сборки. За 2018 год предприятие отправило в эти страны 1605 и 1120 легковых автомобилей соответственно, сообщил "ДП" представитель российского подразделения Nissan Роман Скольский. Машины поставляют на экспорт без адаптации. "Мы считаем, что дорожные условия в наших странах похожи, российские настройки автомобилей отлично подходят и для этих стран", — отмечает Скольский. Nissan единственный отправляет на экспорт из России детали — на центральный европейский склад. В 2018 году завод отправил за границу больше 17 тыс. бамперов на модель Nissan X–Trail. Их производят в цехе литья пластиковых комплектующих на заводе в Петербурге. Предприятие также экспортирует шумоизоляцию (шумопоглощающие маты). В 2018 году — 930 тыс. деталей общим весом 450 т.
"Мы постоянно изучаем возможности по выходу на другие (экспортные. — Ред.) рынки, но традиционно не комментируем наши планы", — говорит Скольский.
Ранее сообщалось, что Nissan рассматривает вопрос об экспорте авто российской сборки в скандинавские страны. Источники называли Финляндию. Однако эти планы не реализованы. Производственная мощность завода "Ниссан Мануфактуринг Рус" составляет 100 тыс. автомобилей в год. По итогам 2018 года он выпустил 56,5 тыс. автомобилей (+23,3%), что стало рекордным показателем за всю историю предприятия.
Toyota рулит в Казахстан
На заводе Toyota в Петербурге производятся две модели: "Тойота Камри" (Toyota Camry) и "Тойота РАФ4" (Toyota RAV4). Автоконцерн отправляет их на экспорт в две страны: Казахстан и Белоруссию. Цифры в пресс–службе "Тойота Мотор" не озвучивают, но оценивают, что экспорт "составляет 8–10% от общего объема производства". В компании отмечают, что автомобили "адаптируются для целей экспорта — в части удовлетворения требований законодательства стран–импортеров".
На данный момент седан Toyota Camry — самый популярный автомобиль в Казахстане: за 5 месяцев 2019 года их продано около 2,5 тыс. штук, подсчитали в аналитическом агентстве "Auto–Dealer–СПб".
Toyota изучала возможность начать экспорт автомобилей российской сборки за пределы стран СНГ, сообщали ранее СМИ. В частности, обсуждалась Европа. Об этих планах слышали также в администрации Петербурга. Однако в пресс–службе российского подразделения компании их не подтверждали. В жизнь эти планы воплощены пока не были. Завод Toyota расположен на территории 224 га в Шушарах. Производственная мощность предприятия составляет 100 тыс. автомобилей в год.
Куда поедут дальше
Объем экспорта петербургских заводов за последние 2 года вырос, отмечают в агентстве "Auto–Dealer–СПб". По итогам 2108 года он составил 22 тыс. машин (+34%). Общих данных по экспорту за 2019 год пока нет. При этом Hyundai уже сообщил, что значительно увеличил его в январе–марте.
Когда автокластер в Петербурге еще только создавался, логистика считалась одним из главных преимуществ его локации. До сих пор она остается весомым аргументом для развития автомобильных производств в городе. Расчет был не только на импорт комплектующих, но и на экспорт готовой продукции.
За прошедшие 10 лет ситуация только улучшилась: появились новые качественные автомобильные дороги и портовая инфраструктура. Близость к порту — весомый фактор по сравнению с другими автомобильными кластерами в стране при развитии экспорта. Но пока что существенно увеличить географию экспорта автопроизводителям не удалось. Сегодня потенциал роста виден на рынках, где введены низкие ввозные таможенные пошлины, а также присутствуют местные дилеры марок.
Рост объема экспорта автомобилей петербургской сборки демонстрирует сдержанный оптимизм. Однако назвать его существенным по объему продаж пока нельзя.
Впрочем, у петербургского автопрома есть еще один резерв для роста — внутренний. В городе и области законсервированы два автомобильных завода.
Так, с лета 2015 года закрыт "Дженерал Моторс" (General Motors, GM), выпускавший модели под марками "Шевроле" (Chevrolet), "Опель" (Opel) и "Кадиллак" (Cadillac). Весной 2019 года о закрытии завода во Всеволожске сообщили автоконцерн "Форд Мотор Компани" (Ford Motor Company) и группа "Соллерс" (Sollers), которые владели им при равном участии сторон. Окончательного покупателя на эти активы пока нет.