Можно трогать. Почему секс–шопы не боятся конкуренции со стороны интернет–магазинов

Автор фото: Vostock-Photo
Торговля секс–девайсами перемещается из магазинов в онлайн. Появляются специализированные сайты, да и тот же AliExpress занимает в этом сегменте уверенную позицию. Параллельно в Telegram, Instagram и на YouТube появляется все больше секс–блогеров, которые сотрудничают с интернет–магазинами. "ДП" выяснил, насколько это угрожает офлайн–торговле товарами для взрослых и почему интим–ретейлеры пока не хотят взаимовыгодного партнерства с просветителями из Глобальной сети.

Как кролики

Сегодня в городе на Неве работает несколько сетей секс–шопов, крупнейшая — "Розовый Кролик" (37 магазинов в городе, три в Ленобласти), остальные догоняют его с большим отрывом: следующий по объему — Love Zona (восемь магазинов) и далее по нисходящей. По словам представителей рынка, успех "Розового Кролика", который продолжает открывать новые точки, связан с грамотным маркетингом и большими объемами продаж. Получить официальный комментарий в компании "ДП" на момент выхода номера не удалось.
Между тем, как рассказал в приватной беседе сотрудник компании, конкуренция есть и внутри сети — между бутиками и интернет–магазином. "Интернет–магазин иногда может делать очень большие скидки на товар, чтобы конкурировать с другими сайтами. Порой нам немного подравнивают шансы в этой конкуренции, либо разрешая тоже делать скидки, либо в преимущество нам проводя специальные акции", — поделился сотрудник "Розового Кролика".
"Да, конкуренция остро ощущается, многие предпочитают онлайн–магазины из–за дешевизны и анонимности. Не все выдерживают конкуренцию. В прошлом году в Петербурге закрылись как минимум два секс–шопа наших конкурентов, — говорит продавец–консультант сети магазинов "Он и Она" Елена Репинская. — Те, кто разбирается, могут и на AliExpress заказать себе продукцию без вреда для здоровья. Но часто покупатели в интернет–секс–шопах как раз не разбираются в этой сфере и приобретают небезопасные товары".
Об анонимности в беседе с "ДП" упомянул и известный сексолог Лев Щеглов. Он вспомнил, как в 1990–е годы люди приходили в интим–магазины "в темных очках и чуть ли не в париках". Сейчас такого нет, но эта тема все так же остается частично табуированной.

В интернете не примеришь

Несмотря на это, эксперты отрасли не пророчат скорую кончину небольших офлайновых сетей и магазинов. По словам автора анонимного telegram–канала о сексе Like adults, тому есть целый ряд причин. Во–первых, сексуального образования в России практически нет и про игрушки люди почти ничего не знают. Поэтому, когда обыватель решается улучшить свою сексуальную жизнь, ему нужна помощь такого же живого человека.
"Благодаря низкой текучке и опытным продавцам у нас большая база постоянных клиентов. Это в основном обеспеченные люди, которые не особо разбираются в вопросе, но ценят качество и понимают, что лучше приехать и проконсультироваться со специалистом. Один визит такого человека может сделать нам выручку за смену, — согласна и Елена Репинская. — Плюс по карте постоянные посетители получают скидку от 10 до 20%".
Другая причина — специфичность секс–игрушек как товара: вибратор не вернешь в магазин, если он не подошел тебе по размеру. Поэтому "реальный" секс–шоп позволяет прикинуть заранее, подходит ли предмет с определенными параметрами. Однако часто приходят люди, которые хотят увидеть девайс вживую, получить консультацию продавца, а заказ все равно делают в интернете.

Секс–просветители

Хотя продвижение играет важнейшую роль в этом сегменте, у малого бизнеса, как правило, больших бюджетов на рекламу нет. Секс–блогеры же могут помочь магазину в раскрутке относительно недорого или вовсе на некоммерческой, но взаимовыгодной основе. Существует несколько форматов такой работы. Если покупатель сообщает в магазине, что пришел по рекомендации, он получает скидку, а блогер — 5–10% от стоимости товара. Также магазин может бесплатно предоставить секс–девайс для его обзора при условии упоминания.
Однако сегодня лишь единицы офлайн–магазинов соглашаются на подобные форматы.
По мнению секс–блогера и создательницы единственной базы обзоров на секс–товары GlitterBoxBot Марины Борисовой, такой способ продвижения попросту не всем приходит в голову, владельцы магазинов не знают, что так можно делать.

Контрафакт не пройдет

"Думаю, офлайн–магазины неохотно идут на сотрудничество еще и потому, что они пока и своими силами отлично справляются, им нет нужды вникать в новые способы продвижения, — добавляет автор telegram–канала Like adults. — Кроме того, магазинам не всегда близко то, о чем пишут в блогах: в России нет обязательной сертификации секс–игрушек, поэтому некоторые секс–шопы все еще позволяют себе торговать контрафактом или откровенно токсичной дешевкой — а я, например, рассказываю, как распознать опасную для здоровья игрушку или подделку. Зачем магазину, который получает неплохую прибыль с вредных игрушек, помогать мне обучать свою аудиторию и терять доход?"
Сотрудница сети "Он и Она" также обратила внимание на то, что товары, которые рекомендуют блогеры, пока не пользуются большим спросом среди целевой аудитории секс–шопов, поскольку многие до сих пор думают, что там продаются только резиновые копии половых органов, и не знают, какие есть современные игрушки. Таким людям без консультации в магазине и не узнать про новинки. Но в целом интерес к инновациям в этой сфере есть.

Секс по–вегански

По мнению Марины Борисовой, перспективы совместной работы секс–блогеров и офлайн–магазинов есть. К примеру, недавно открывшийся онлайн–шоп Tizzi на самом старте проекта сотрудничал почти со всеми такими блогерами, тем самым получив отличный пиар. Собеседница газеты полагает, что этот формат может сработать и с обычным магазином. Но одной лишь помощи секс–просветителей недостаточно.
В первую очередь нужно нанять SMM–специалиста, завести хороший сайт и группы в соцсетях, советует Марина Борисова. "Когда я стала администрировать сообщество нашей сети магазинов "ВКонтакте", то сразу поняла, что, к примеру, тексты и описания товаров нужно писать самостоятельно. В итоге решила окончить курсы SMM, после этого посещаемость группы выросла. Сейчас мы также планируем начать снимать и видеообзоры на товары, — рассказывает Елена Репинская. — С блогерами тоже было бы интересно посотрудничать".
Помимо непосредственно раскрутки в интернете блогеры советуют магазинам следить за трендами и включать в ассортимент актуальные новинки. К примеру, сейчас стали очень популярны менструальные чаши, но их в офлайне продают очень мало и большинство заказов делается в интернете. Также почти не найти и латексные салфетки. Дело в том, что большинство людей совсем недавно узнали о том, что через оральный секс могут передаваться заболевания.
"Сейчас тренд на веганство, — рассказывает Марина Борисова. — Когда я делаю подборки соответствующих товаров, то мой блог просто взрывается. Если загуглить "веганский лубрикант купить", то в выдаче будет только один магазин. У таких людей есть деньги и потребности, только мало кого беспокоит их специфичный интерес. Ну и тут нужно быть внимательным и не путать, к примеру, веганов с вегетарианцами".