"Ашан" отступает. Ретейлер приступил к оптимизации торговой сети в Петербурге

Автор фото: Павел Волков

"Ашан" в июле закроет гипермаркет в ТЦ "Капитолий". В компании подчеркивают, что реорганизация будет иметь точечный характер. Эксперты не исключают, что Петербург может стать первым регионом, откуда французский ретейлер полностью уйдет.

Как стало известно dp.ru, "Ашан" намерен закрыть гипермаркет сити-формата в ТЦ "Капитолий" на Коломяжском проспекте. Торговая сеть в июле покинет площадку, расположенную недалеко от станций метро "Удельная" и "Пионерская". В российском представительстве компании официально подтвердили эту информацию.
Ретейлер заявляет, что оставшиеся магазины в Петербурге продолжат работу. Однако, по мнению экспертов, "Ашану" может грозить дальнейшее сокращение доли на рынке.
"В июле этого года "АШАН Ритейл Россия" планирует закрытие гипермаркета "АШАН Сити Удельный". Этот шаг даст возможность распоряжаться ресурсами компании более эффективно. Сотрудникам будут предложены альтернативные варианты по работе в компании в рамках текущих вакансий. Остальные магазины в Санкт-Петербурге продолжат свою работу. Мы с уверенностью заявляем, что наша приверженность российскому рынку, нашим покупателям и нашим сотрудникам всегда была и остается крайне сильной", — прокомментировали в пресс-службе компании.
"Ашан" присутствует на российском рынке с 2002 года. По данным ретейлера, по всей стране открыто более 300 магазинов. В этом году был презентован магазин нового формата в Челябинске, открыт крупнейший логистический центр в Европе — "Южные Врата" в Московской области. Кроме того, французская корпорация запланировала открытие нового гипермаркета в Пушкино.
"Неотъемлемой частью нашей стратегии операционной эффективности является своевременный ответ на запросы рынка, что подразумевает постоянный мониторинг деятельности всех наших магазинов. И, конечно, иногда мы принимаем решение о перераспределении ресурсов с одних объектов на другие", — добавили в компании.
После закрытия гипермаркета в ТЦ "Капитолий" у "Ашана" останется еще восемь магазинов в Петербурге. Как заверили в "АШАН Ритейл Россия", в случае оптимизации бизнеса они сделают "все, что от нас зависит, чтобы предложить нашим сотрудникам альтернативные опции по трудоустройству в их домашнем регионе или Москве".
Проблемы накопились
По словам генерального директора информационно-аналитического агентства "INFOLine-Аналитика" Михаила Бурмистрова, Петербург для "Ашана" традиционно был сложным регионом. Потеснить позиции конкурентов, которые приучили покупателей из Северной столицы к совершенно другому подходу, французский ретейлер так и не смог.
"В Петербурге всегда были сильные позиции у "Ленты" и "О’Кея", которые развивались в агрессивной конкуренции и предлагали покупателям лучшее качество, другой ассортимент и выкладку. Концепция "Ашана" больше ориентирована на работу в категории низкого ценового сегмента. Эта модель оказалась непривычной и неудобной для петербуржцев", — подчеркнул эксперт.
В Москве "Ашан" сумел найти своего покупателя, а магазины, открытые в Петербурге, такого же успеха повторить не смогли, отмечает Михаил Бурмистров. Одним из факторов, повлиявших на такую ситуацию, стали недостатки "Ашана" в работе с fresh-форматом, прежде всего молочной и мясной продукцией. "Исторически петербуржцы очень сильно отличаются от покупателей из других регионов. Традиционно здесь уделяют большее внимание именно разнообразию ассортимента и его свежести", — говорит собеседник "ДП".
"К сожалению, по объективным причинам дела у "Ашана" в последние 2 года шли не очень хорошо. Оперативные показатели свидетельствуют, что ситуация продолжает ухудшаться. Петербург может стать первым регионом, откуда "Ашан" может вскоре полностью уйти", — резюмирует Михаил Бурмистров.
По оценке "INFOLine-Аналитика", выручка "Ашана" в России по итогам 2018 года сократилась на 8,5%, до 306 млрд рублей. Компания заняла на рынке четвертое место по выручке после X5 Retail Group, "Магнита" и "Ленты".
Доля "Ашана" в Петербурге, по сведениям антимонопольной службы, составляет всего 1,83% (9-е место в общем рейтинге), и этот показатель ежегодно сокращается. Для сравнения: в 2015 году ретейлер занимал 3,78%. Тройка лидеров — X5 Retail Group (27,03%), "Лента" (13,72%) и "О’Кей" (10,96%).