Подходящее время для кризиса

 

С началом лета в мире произошла очередная вспышка торговой войны. В Китае вступили в силу повышенные пошлины на американские товары общей стоимостью $60 млрд в год. Этот шаг стал ответом на поднятие США пошлин на китайский экспорт общей стоимостью $200 млрд в год. Накануне, в последний день весны, президент США Дональд Трамп еще объявил о намерении с 10 июня ввести 5%–ную пошлину для товаров, поступающих из Мексики.
Трамп прочно закрепил за собой имидж политика, склонного к резким решениям. Это позволяет вполне серьезно рассматривать возможность сознательно спровоцировать наступление очередного экономического кризиса. Прежде всего с целью получить преимущество в будущей предвыборной кампании. В будущем, 2020 году состоятся выборы президента США, и Трамп уже заявил о своем участии в них. Однако успех действующего президента на выборах сильно зависит от динамики экономики — если в разгар предвыборной кампании экономика растет, то, как правило, побеждает действующий президент, и наоборот.
Организовать бурный рост экономики путем ее стимулирования сложно. Можно снизить налоги (Трамп уже сделал это!), можно смягчить денежно–кредитную политику (прежде всего за счет снижения ставки). Но этому препятствует независимая ФРС, да и быстрого эффекта это не даст, а выборы уже близко. Времени на применение классических методов просто нет.
Но получить быстрый рост не сложно, если перед ним организовать быстрый спад. Восстановление после резкого спада тоже бывает достаточно быстрым. Люди же сильнее реагируют на динамику, чем на абсолютную величину изменений. Такое положение дел делает возможным очень любопытный сценарий: если спровоцировать кризис сейчас (летом 2019 года), то пик спада придется на конец 2019 — начало 2020 года. А к лету 2020–го, в самый разгар предвыборной кампании, уже проявит себя восстановительный рост. И президент Трамп сможет представить себя избирателям как "победитель кризиса", что практически гарантирует победу на выборах.
Спровоцировать экономический кризис технически легко. Ломать — не строить! Достаточно сильно повысить пошлины на импортные товары (прежде всего китайские, но и ЕС, и Мексика, и Индия — тоже подойдут). Мотив при этом — самый что ни есть благородный: забота об отечественном производителе. Массовый избиратель в восторге. Последующие инфляцию (пошлины–то будут заложены в цену!) и спад в экономике (партнеры, естественно, ответят симметрично) легко объяснить избирателю кознями Китая (и ЕС…).
Через пару кварталов с момента, когда разразится кризис, можно подтолкнуть восстановление: несколько снизить пошлины. Заодно хороший повод показать себя миротворцем в торговой войне после глубокого спада в экономике — этот прием наверняка понравится избирателям. В идеале бурное восстановление экономики должно совпасть с пиком предвыборной кампании.
Автор этих строк критично относится к любой конспирологии в принципе. Но в нынешних условиях для Трампа любой другой сценарий делает поражение очень и очень вероятным. А это значит, рисковать — выигрышная стратегия для него. Прошлый кризис (2008 года) длился пять кварталов, причем восстановление началось уже в пятом квартале с начала кризиса. Так что время сейчас — самое подходящее…
Сергей Хестанов, советник по макроэкономике генерального директора "Открытие Брокер"