Еще разок. О выставке Владимира Шинкарева "Одно и то же"

Выставка Владимира Шинкарева под интригующе скучным названием "Одно и то же" в Новом музее современного искусства Аслана Чехоева — событие для петербургской публики и привычное, и ожидаемое с нетерпением. Шинкарев, конечно, очень петербургский персонаж. Или автор. Автор, создавший персонажа — "митька", в конце 1980–х ставшего всенародно любимым героем. Впрочем, не только повестью "Митьки" и лубочными картинами о симпатичных увальнях, прошедших непростой путь от дружеских запоев до вершин дзена и публичного коллективного отречения от зеленого змия, прославился Шинкарев. В своих воспоминаниях "Конец "митьков", изданных не так давно, он похоронил и своего персонажа, и движение, что, тем не менее, не мешает его бывшим единомышленникам продолжать давний, успевший кое–кому поднадоесть проект. Другая повесть Шинкарева, "Максим и Федор", — бестселлер еще с самиздатских времен. Многим эта смешная и замысловатая притча знакома по слепой машинописи.
На этом послужной список не завершается. Шинкарев также живописец. Конечно, опять–таки очень петербургский живописец, петербургский еще со времен Ленинграда, хотя его знают и за рубежом. В Европе одно время его дилером был Бишофбергер, работающий с наследием Уорхола и Баския. Компания гуру поп–арта и одного из пионеров искусства граффити для Шинкарева, конечно, странная, зато почетная.
В живописи уже давно он пишет несколько мотивов. Он певец городских задворок и буферных зон. Берега Смоленки, где художник живет, окрестности Боровой и прочие Ржевки–Пороховые — его давняя любовь. Это Питер без уличной толпы, без глянца и без открыточных видов. Этот "Питер бока повытер" воспевали в позднесоветское время художники из круга Александра Арефьева: Рихард Васми, Владимир Шагин, Шолом Шварц и единственный ныне здравствующий художник из этой группы Валентин Громов. Выставка в Новом музее — своего рода оммаж "арефьевцам". Впрочем, одни и те же меланхоличные, уходящие в сепию пейзажи Шинкарев готов видеть повсюду: хоть в Риме, хоть в любимых фильмах. Повтор, тавтология, постоянное возвращение — ключевой сюжет живописи Шинкарева последних лет. Выставка стильно рассказывает об этом завидном постоянстве.