Представьте себе государство, в котором побеждена бюрократия. Права собственности надежно защищены, так что рейдерские захваты бизнеса по липовым печатям — это уже что–то немыслимое.
Все транзакции записываются, поэтому вести двойную бухгалтерию бесполезно. Даже налоги теоретически можно отследить до последнего цента. Такие картины рисовали сторонники блокчейна в 2017 году, когда биткоин двигался к своему ценовому рекорду, а люди еще не очень отдавали себе отчет в возможных рисках.
Сегодня мир смотрит на будущее распределенных реестров более трезво, а перед глазами появляются первые модели того, что на самом деле блокчейн мог быть дать государству, а что так и останется мечтой.
"Э" значит "Электронный"
Эстония сделала свои первые шаги в диджитализации, когда Сатоши Накомото еще даже не объявил миру о биткоине. Еще в 2002 году даже в самых небольших городках появились сети бесплатного Wi–Fi, а в 2005 году эстонцы получили возможность электронного голосования.
Читайте также:
Рейтинги ДП
Доверие к системе. Рейтинг блокчейн–проектов
Говорят, решающую роль в переходе на распределенные реестры сыграли русские хакеры. В 2007 году правительство решило перенести памятник советскому солдату из центра Таллина. Активные протесты русскоязычного населения совпали с крупнейшей кибератакой. Оборвалась связь с эстонскими банками, парламентами и рядом государственных сервисов — и это в стране, где многие документы уже тогда существовали только в электронном виде. Сначала проблему решали созданием резервных хранилищ, ну а в 2015 году начали применять блокчейн.
"Использование блокчейна связано исключительно с защитой данных пользователей, — объясняет Арсений Бессмертных, аналитик компании Zichain (работает на рынке Эстонии). — Сама по себе система электронного правительства начала внедряться и функционировала задолго до этого".
Земля на блоках
Один из самых интересных кейсов в сфере Government tech реализован в Грузии, где в 2016 году принято решение перевести весь реестр земельного имущества на блокчейн. Граждане, обращающиеся в Национальное агентство для оформления прав на землю, получают такую же бумагу о правах, что и раньше, но подделать документы теперь практически невозможно. Это в 400 раз быстрее, а операционные расходы сократились на 90%.
"Меня часто спрашивают, в том числе наши международные партнеры, какую реформу я считаю экспортной, поскольку многие страны просят нас поделиться опытом реформ, которые мы успешно провели. И безусловно, одна из первых, я отвечаю, — это реформа регистрации земли", — говорил в феврале премьер–министр страны Мамука Бахтадзе.
Успех проекта в Грузии стал возможен благодаря двум аспектам — это образование и качество данных, говорится в докладе Массачусетского технологического института. "Для успеха проекта на блокчейне все заинтересованные стороны должны разбираться в технологии и тех сложностях, которые с ней связаны. Но еще важнее было наличие качественных данных. Некачественная информация, размещаемая в блокчейне, затруднила бы стороннюю проверку прав собственности на землю", — указано в отчете.
Цифровой Дубай
Один из самых комплексных подходов анонсировали власти Дубая. Задача — перевести на новую технологию все ключевые процессы. Так, к 2021 году половина государственных контрактов на федеральном уровне будет осуществляться посредством технологии блокчейн. Техническим партнером выступает американский гигант IBM.
Планируется полностью отказаться от бумажного документооборота. То есть государство больше вообще не будет выпускать или запрашивать какие–либо бумаги. Согласно предварительным подсчетам, это позволит Дубаю ежегодно экономить порядка 5,5 млрд дирхамов ($1,5 млрд), спасти 130 тыс. деревьев и освободить 40 часов в год работникам. По данным на январь 2019 года, задача была выполнена уже на 57% — то есть с опережением плана.
Все внутригосударственные транзакции также планируется перевести на блокчейн, чтобы ускорить процедуры и сделать их более прозрачными. Тесты уже показали: если раньше проверка платежей между госструктурами и банками занимала до 45 дней, то теперь на это уходят секунды. То же самое касается рынка недвижимости. Перевод баз данных на блокчейн позволит ускорить процедуру смены собственника с 20 дней до 30 минут и снизит зависимость рынка от посредников–брокеров.
"Рост экономики, строительного сектора, турпотока привел к тому, что правительству Дубая потребовалось лучше контролировать все процессы — выдаваемые разрешения, транзакции. Потребовалось гибкое решение для оптимизации растущего числа государственных процедур. И мы увидели потенциал именно за блокчейном", — рассказала генеральный директор Smart Dubai Office — доктор Аиша Бин Бутти Бин Бишр.
Базы автомобилей, медицинские документы, логистика и торговля — в идеале все должно стать частью распределенной системы данных. Даже туристические компании будут работать через блокчейн: клиенты смогут видеть, из чего складывается цена за отель или путевку, а крупным и мелким турфирмам технология обеспечит равные возможности.
В конечном счете цель у проекта одна — сделать граждан счастливее. И в Дубае убеждены, что именно блокчейн — ключ к успеху.