Бизнес–консультирование в сегменте строительных проектов

Строительные компании, ведущие свою деятельность в сегменте дорожных работ, возведения мостов и путепроводов, относятся к отдельному быстро развивающемуся отраслевому сегменту в России. Планы Правительства и потребности регионов в благоустройстве и освоении новых территорий предъявляют к компаниям серьезные требования, особенно в области качества и сроков исполнения работ.

По данным Минтранса в 2019 году на строительство новых дорог будет выделено 824 млрд рублей. Правительство в 2020 году планирует потратить на дорожную инфраструктуру 845 млрд, а в 2021 — 918 млрд. Практически 100% проектов проводятся на тендерной основе. Есть заказы, и есть исполнители. Но как в нынешних условиях строительным компаниям быть конкурентоспособными и брать лучшие заказы в свои портфели?
Консалтинговая компания «Резиденс» и генеральный директор Эмад Салех профессионально знают этот рыночный сегмент по причине выполнения большого количества заказов для клиентов. В области анализа тендеров, анализа технологий и ноу–хау, в том числе на зарубежных рынках, условий госзаказов, кадрового консалтинга, анализа и выработки рекомендаций по выбору субподрядчиков для генерального исполнителя, мониторингу условий и требований в зависимости от регионов и прочему. Так сложилось, что несколько лет назад в условиях начала «строек века» в Крыму, Центральном федеральном округе, Подмосковье, на Дальнем Востоке в «Резиденс» начали обращаться операторы строительного рынка с запросами о бизнес–информации и помощи в оценке и выборе проектов, которые согласуются с внутренними ресурсами и условиями работ для их компаний. Большой пласт работ в этой области был проведен юридической, маркетинговой, HR–, IT– и службами организационного развития УК «Резиденс». Над исполнением заказов, аналитических заключений трудились также бизнес–аналитики, специалисты высокой квалификации в области финансового консалтинга.
Заказчикам представлялись глобальные отчеты, бизнес–оценки и рекомендации. Позже УК «Резиденс» под контролем и руководством Эмада Салех отслеживали успехи и часто консультативно сопровождали строительные компании по ходу реализации ими полученных проектов.
В этом году тенденции сохранились в потребности со стороны стройорганизаций в актуальной информации и сопровождении, особенно в подборе тендеров и выборе ниш.
Расчеты проектов, включая бизнес–планы, учитывают возможности экспансии стройоператора в дальние регионы, возможности полноценного осуществления строительных работ, выбор для них поставщиков материалов (песок, щебень, прочее), оценку окупаемости и доходности этих проектов.
Несомненно, что привлекательными являются масштабные по объему работ, рассчитанные на несколько лет проекты дорожного строительства в Сибири и на Дальнем Востоке. Но как оператору с санкт–петербургской или московской пропиской быть прибыльным и ресурсно достаточном в столь отдаленных регионах? Здесь необходимо решать вопросы и набора рабочих, и обустройства проживания специалистов, работающих вахтовым методом, и выбора надежных субподрядчиков. На первый взгляд, кажется, что эти проекты возможны только для крупных компаний, лидеров рынка. Но на практике это совсем не так. Большое количество средних компаний выигрывают тендеры и комфортно себя чувствуют в тандеме с другими исполнителями работ, разделяющими с ними большой проект.
Отдельно хочется отметить проекты, по которым оказывают консультативные услуги специалисты УК «Резиденс» по диверсификации заказов и стандартам работ. Например, специализация компаний по прокладке дорожного полотна часто позволяет выполнять работы по прокладке линий и дополнительных сооружений по ходу трассы. Средние компании получают генподряд на комплекс работ, указывая в тендере лицензированных субподрядчиков по узкопрофильным видам производства. Выгода обоюдная и для заказчика со стороны государства, администрации, Минтранса — так как ответственность в одном лице, и для исполнителя — возможности большего объема и поднятия рейтинга компании – производителя работ до генподрядчика.
Так, например, при строительстве трассы «Таврида» работы осуществляли одна крупная компания — генеральный подрядчик и 87 строительных компаний среднего и малого бизнеса. На стройке были задействованы 3 тыс. сотрудников генподрядчика, а с учетом субподрядчиков — до 5 тыс. Стандарты к дорожному покрытию, коммуникациям, инженерным сооружениям и изыскательным работам по каждому проекту отличаются. Поэтому очень важно аналитическо—консультативное сопровождение проектов строительства.
Так же важно не только проводить мониторинг государственных и коммерческих тендеров и подавать заявки на участие. Важно не перенасытить свой портфель заказов разносложными и равноудаленными проектами. Важен баланс ресурсов, доходности и стратегических целей компании. И в этом случае, являясь профи в своей области, в области планирования строителям лучше консультироваться у бизнес–аналитиков и консалтеров. Для них снижаются риски, в том числе по невыполнению своих обязательств перед заказчиками.
В настоящее время, помимо новых трасс, есть большой объем заказов на реконструкцию, капитальный ремонт дорог. Для капитального ремонта трассы А–370 «Уссури» в Хабаровском и Приморском краях ищут подрядчиков. Для ремонта федеральных трасс в Кемеровской области и двух мостов на трассе Р–255 «Сибирь», для капремонта участка трассы Р–217 «Кавказ» на Кубани. На трассе М–10 «Россия» в Тверской области стартовал капитальный ремонт и т.д.
В большинстве случаев подрядчиками станут не местные региональные компании, а те, кто предложат лучшие условия и будут соответствовать всем требованиям по лоту. «Оценить для строительной компании возможность принятия участия в тендере и выигрыша такого проекта можно только с учетом всех составляющих бизнеса самого потенциального участника, с учетом географии его работ, с наложением на прогноз по конкурентам. Часто кооперация нескольких удаленных проектов в рамках одной компании дает ей новый виток для развития, но только при просчитанном бизнес–плане. Масштабирование бизнеса должно строиться не только на желании увеличения оборотов, но на реальных возможностях по приросту мощностей, технологий, кадров и прочего», — считает Эмад Салех.