11:1327 мая 201911:13
256просмотров
11:1327 мая 2019
В каких случаях налоги, уплаченные через так называемые «проблемные» банки, могут не признать?
Владимир Амельчук, руководитель налоговой практики консультационной группы «Прайм Эдвайс»:
— Налоговый кодекс РФ называет наличие достаточного остатка средств на счете компании единственным условием, достаточным для зачета налогового платежа. Риск его неисполнения банком лежит на бюджете.
Вместе с тем еще в 2001 году Конституционный суд России указал, что эта норма применима только к "добросовестным налогоплательщикам". Критерии добросовестности в законе не обозначены, они формируются судебной практикой и определяются в каждом деле фактическими обстоятельствами.
В качестве ключевых признаков можно выделить два: дата и "точность" платежа. Обычно компании платят налоги в пределах нескольких последних дней установленного срока и точную сумму, рассчитанную в декларации. Соответственно, только такая "точно по сроку" уплачиваемая сумма налога, соответствующая исчисленному его размеру, зачитывается.
Попытки спасти средства в "проблемном" банке путем перечисления значительных сумм в счет уплаты будущих налогов признаются недобросовестным поведением налогоплательщика.
В ряде случаев компаниям удается отстоять обоснованность уплаты за один очередной отчетный период при условии, что размер можно было спрогнозировать. Это касается, в частности, земельного, транспортного налога и налога на имущество. Хотя сама по себе уплата "на будущее", когда они не зависают в "проблемном" банке, полностью законна и процедурно урегулирована.
В бизнес–среде считается, что банки составляют часть государственного фискального механизма. Это мнение при проблемах у обслуживающей кредитной организации воплощается как попытка уплаты за счет сгорающих средств. Ведь банк и государство — единый механизм, пусть оно и зачитывает налоги деньгами в том банке, за которым оно не уследило. Суды же рассматривают кредитные организации исключительно как частно–правовой субъект. Поэтому "очередные" зависающие налоговые платежи относятся на счет бюджета, за будущие периоды — нет.
Получаем от контрагентов документы в электронном виде с соответствующей электронной подписью. Нужно ли удостоверять распечатку на бумаге?
Ульяна Коровкина, бизнес–аналитик Synerdocs:
— В целом законодательство не обязывает распечатывать электронные документы. Поэтому способы удостоверения зависят в первую очередь от преследуемых целей.
Так, для представления в налоговые органы достаточно проставить в распечатке отметку о подписании документа электронной подписью и заверить уполномоченным лицом компании. При этом определенных требований к реквизитам отметки законодательством опять же не установлено, и каждый участник рынка вправе определить ее содержание самостоятельно. Можно, в частности, руководствоваться положениями действующего с 1 июля 2018 года национального стандарта — ГОСТ Р 7.0.97–2016. Или взять за пример подобные штампы на документах, подписанных сотрудниками государственных органов. Они включают словосочетание "Документ подписан электронной подписью", номер ключа сертификата, срок действия, а также фамилию, имя и отчество его владельца (то есть подписывающего документ лица).
Некоторые сервисы обмена электронными документами автоматически создают отметку о подписании электронной подписью при формировании их печатной формы.
Такие же отметки необходимо ставить на распечатках электронных первичных учетных документов и счетах–фактурах. В многочисленных разъяснениях министерство финансов РФ не высказывало рекомендаций о конкретном способе заверения документов, подписанных электронной подписью.
Более того, Минфин и Федеральная налоговая служба разрешают использовать для подписания первичных учетных документов (например, товарных накладных и актов выполненных работ) простую электронную подпись. В отличие от усиленной квалифицированной, для ее применения не требуется получение сертификата ключа проверки и использование специального программного обеспечения. На распечатках таких документов в отметке (штампе) следует указать, например: "Подписано простой электронной подписью". Номер и срок действия сертификата ввиду его отсутствия в отметке не прописываются.
Вправе ли компании оплачивать отправляемому в командировку сотруднику перелет бизнес–классом, проезд в вагонах повышенной комфортности, дополнительные услуги (постельное белье, питание и пр.), пользование бизнес–залом, проезд на такси или аренду автомобиля (каршеринг)?
Николай Вильчур, генеральный директор консалтинговой компании «Вильчур и партнеры»:
— Для учета командировочных расходов при исчислении налога на прибыль и исключения их из налоговой базы по НДФЛ работников необходимо в первую очередь определять порядок компенсации. Он должен быть отражен во внутренних документах компании — коллективном договоре, положении о командировках или ином. Именно в таком документе следует указать, каким классом могут ездить или летать сотрудники и какие дополнительные расходы будут компенсироваться — в том числе на каршеринг, поездки на такси, пользование бизнес–залом, питание и постельное белье в вагонах и так далее. Можно даже закрепить право работника, например, выкупить все купе.
Законодательство не содержит ограничений в отношении видов транспорта, используемых работником для проезда до места назначения и обратно. Поэтому оплата организацией аренды автомобиля или стоимости поездки на такси также может относиться к числу компенсационных выплат.
Однако все расходы должны быть документально подтверждены — работник обязан представить авансовый отчет и надлежащим образом оформленные билеты, квитанции и иные документы, подтверждающие оплату соответствующих услуг. В случае использования каршеринга потребуется также заключение договора аренды транспортного средства и оформление документов, подтверждающих факт его использования для исполнения служебного поручения в период нахождения в командировке.