В среду Госдума РФ слушала отчет правительства за 2018 год. Правительство в лице премьера отчитывалось перед Госдумой так аккуратно и осторожно, что складывалось впечатление: план мероприятия заранее согласован с депутатами, и все усилия Дмитрий Медведев тратил на то, чтобы от этого плана не отклоняться. И депутаты, в свою очередь, будто бы следили только за соответствием отчета оговоренной схеме. Упомянул Медведев о санкциях, ценах на бензин и агропроме — ставим плюсики или галочки. Затронул пособия по уходу за детьми, цены на лекарства, ипотеку и цифровые технологии — отметка о выполнении плана.
Перечисление триллионов и миллиардов, выделенных на развитие, строительство, создание и потраченных на содержание, поддержку и сохранение, оваций не вызывали, но встречены были позитивно.
Ни одного острого вопроса, который будоражит общественное мнение вследствие решений этого самого правительства, депутаты премьеру не задали. Повышение пенсионного возраста и НДС, постоянный рост цен, которые привели к падению всех рейтинговых показателей деятельности нынешней власти, кажется, ни депутатов, ни главу правящего кабинета не интересовали.
Самое устойчивое из ощущений, оставшихся у наблюдателей после завершения этого действа, — правительство и Дума находят полное взаимопонимание во всем, совместной работой довольны или даже счастливы, никаких претензий друг к другу не имеют. И что отчет о деятельности кабмина перед депутатами касается только их, а никак не граждан России, как мог бы кто–то подумать.
Председателю Госдумы Вячеславу Володину понравилось: "Уважаемые коллеги, у нас сегодня состоялся, если оценить прошедшие почти 4 часа, содержательный, конкретный разговор… Давайте еще раз поблагодарим председателя правительства". Депутаты с готовностью благодарили.
"Такое партнерское взаимодействие между правительством и Государственной думой необходимо всегда, — откликнулся Медведев. — Но оно особенно важно именно сейчас, когда сделать предстоит очень и очень много". Главы ведомств, включая господина министра экономического развития Орешкина, тоже были согласны.
Спрашивается: а какой скрытый смысл у этого представления? Привычное "не раскачивайте лодку"? Но, вообще–то, уже штормит. Баллов на семь–восемь, если верить социологам. В такой ситуации сидеть, затаясь, тем, кто призван рулить и грести, — вряд ли оптимальный способ выбраться из шторма.
Или этот пример трогательного единения — знак региональным элитам: давайте жить дружно? Но элиты эти давно не реагируют на наглядную агитацию, не подкрепленную соответствующими комментариями силового блока.
Или это тактические ходы в подковерной борьбе, за которой толком не уследить?
Большинство комментаторов и экспертов с удовольствием цитируют фразу Дмитрия Медведева из его доклада: "Жизнь в нашей стране далека от того идеала, ради которого мы все с вами… работаем. Многим людям трудно. Некоторые просто выживают. Сегодня в России почти 19 млн человек, которые бедны. Это означает, что 19 млн человек живут так, как жить не должны". Подтекст (а иногда и текст) комментариев примерно такой: "Эх! Вот если бы этому и был посвящен доклад!.." Хорошо бы. Но нет.
И раз уж авторы и исполнители не хотели, чтобы мы с вами слишком много внимания уделяли этому действию, чтобы что–то всерьез анализировали, акцентировали, — то мы и не будем. У нас тоже есть своя роль.