Бизнес на плаву. Петербургский инженер разработал конструкции для устройства отелей и ресторанов на воде

Автор фото: Валентин Беликов
Компания Максима Майорова — НПО "Кон–Тики" — специализируется на производстве prefab–зданий. Их можно собирать как конструктор практически где угодно. "Все началось с проблемы: чтобы построить дом, нужно приобрести землю — а это огромные деньги. Поэтому было интересно найти мобильную альтернативу, не предполагающую покупку участка", — рассказывает Майоров. По словам предпринимателя, он как–то представил себе кафе на воде, которое могло бы воплотить его задумку. Изучив тему, бизнесмен выяснил, что полноценные плавучие дома в России не изготавливают, однако развито производство понтонов, которые, по сути, представляют собой причалы из бетона, пластика или металла.
"Никто массово не изготавливает плавучие сооружения, ведь это судно, а значит, чтобы его сделать, необходимо соблюсти множество требований", — объясняет Максим. Невыполнимой эта задача казалась и с технической точки зрения, ведь основная масса водоемов в Петербурге и Ленобласти не настолько глубоки, чтобы ставить там судно. Обсудив проблему с экспертами, Максим тем не менее понял, что самострой водным законодательством не запрещен, и, закупив материалы на стройбазах, занялся реализацией задуманного в собственном гараже в Сертолово.

Все на борт

"Оказалось, легко сделать плот, который не тонет, но чтобы он не переворачивался — куда сложнее", — отмечает конструктор. К решению проблемы подошел основательно и в 2015–м отправился в Санкт–Петербургский государственный морской технический университет, где нашел репетиторов по ряду профильных дисциплин. На изучение теории ушло несколько месяцев. Максим решил сделать конструкцию, которую можно было бы собрать прямо на берегу. "Местность часто болотистая, не всегда можно подъехать, поэтому нужно было сделать так, чтобы без использования грузоподъемной техники собрать объект на месте", — говорит он.
Конструкция дорабатывалась более 20 раз, но в результате Майоров все же построил свой первый дом — на понтоне площадью 36 м2 располагался готовый к коммерческой эксплуатации объект площадью 13 м2. В строительство предприниматель вложил более 10 млн рублей собственных средств (до этого он более 20 лет занимался бизнесом в IT–сфере).
Интерес местных жителей в ходе строительства подтолкнул бизнесмена к мысли, что бунгало можно сдавать в аренду для загородного отдыха. Чтобы изучить спрос, он создал сайт, а также заказал рендер по чертежам дома, который повесил в одном из бизнес–центров Петербурга. За 2 дня компания получила более 50 предварительных броней, и Максим решился создать еще несколько аналогичных объектов.
В 2017–м предприниматель сам провел несколько дней на борту такого объекта, исправляя недочеты. Так, например, однажды поутру обнаружил, что вся комната в тумане, — проблему исправили, загерметизировав швы. Позже Майоров создал и "зимнюю" версию автономного жилого модуля — уже без понтона, но с регулируемыми опорами, которые можно установить хоть на горе. Конструкция оснащена светодиодной подсветкой, баками для воды на неделю (на троих человек), вентиляцией, плитой, раздачей Wi–Fi и охранной системой по периметру. Сейчас компания может изготовить такой дом за 2 недели.

Брак в надводном положении

В 2016–м проектом Максима заинтересовались и петербургские рестораторы. Договорившись с одним из заведений, бизнесмен занялся проектированием плавучей свадебной платформы, на которой можно было бы проводить банкеты, кейтеринги и выездные регистрации. Направление оказалось перспективным, поскольку ежесезонно в Петербурге проходит до 30–40 тыс. бракосочетаний. Еще одна ресторанная группа заказала разработку двух плавучих платформ под стеклянные банкетные рестораны в 2017–м. Получив 500 тыс. аванса, Майоров приступил к реализации проекта.
По договоренности с заказчиком предприниматель должен был сотрудничать с компаниями–подрядчиками — кто–то занимался резкой металла, кто–то — покраской и пр. Результат, однако, оказался плачевным. Каркас в исполнении наемного производителя не выдержал критики. Тут надо учесть, что это все–таки должно было быть судно, а в судостроительной компании такой ресторан построят как минимум за 50 млн рублей. Процесс мог занять 2–3 года. "Стало ясно, что на заказ такой объект быстро не изготовишь, — говорит Максим. — Этим может заняться, например, Кировский завод, но для них это слишком мелко".

По заветам Тура Хейердала

Предприниматель пришел к выводу, что выгоднее создать собственное производство. "Например, услуга фрезерной обработки металла стоит 1,5 млн рублей, а станок — 800 тыс.", — делится подсчетами бизнесмен. В 2018–м Майоров организовал производство — НПО "Кон–Тики" в Пскове. Его бизнес–партнерами стали владельцы ресторанной группы. Инвестиции в запуск производства составили 30 млн рублей, треть от суммы ушла на покупку оборудования. Само предприятие полного цикла состоит из нескольких цехов: металлообработки, деревообработки и формовки композитных материалов. В штате предприятия 20 человек. По словам Майорова, компания уже получает десятки предварительных заказов от петербургских ресторанных сетей. "Рентабельных мест становится все меньше, средняя окупаемость ресторана — 3–4 года, а в случае с переносными конструкциями может укоротиться, потому что себестоимость квадратного метра ниже".
Стоит иметь в виду, что наводные заведения общепита регистрировать нужно — если они будут "стоечным судном" или разместятся на судоходных водоемах. Не нужно — если конструкция устанавливается на регулируемые опоры.
Кроме того, по мнению Майорова, такие рестораны пригодны в живописных местах, где запрещено капитальное строительство, например на берегу озера, в водоохранной зоне.
Сейчас компания устанавливает два таких ресторана, один из них откроется летом на Выборгском шоссе в веревочном парке "Зима–лето". Там строить нельзя, но есть хоккейная площадка, на которой и поставлен объект.
"Такие рестораны удобны в плане инфраструктуры — есть канализация, вода, электричество. Думаю, в основном они интересны сетям или заведениям на набережных: появляется возможность разместить на воде летнюю террасу или дополнительную площадку с хорошим видом", — рассуждает бизнесмен.
Ежемесячный оборот НПО "Кон–Тики" достигает 15–20 млн рублей. Сейчас компания расширяется, работая над производством зимних банкетных залов.

Советы поделу от Максима Майорова

  1. Инвестиции для бизнеса — это канистра с бензином: уехать можно, только имея машину. Создать машину — задача бизнесмена. Не умеешь создавать — потратишь деньги зря.
  2. Ваша идея не реализована на рынке? А почему? Возможно, она просто не нужна?
  3. Бизнес нужно создавать на основе ресурса, который сложно получить конкурентам. Это могут быть уникальные знания, очень выгодная локация, дорогостоящее оборудование. Чем сложнее вход в бизнес, тем выше его рентабельность.
  4. Не допускайте до бизнеса лишних людей. Нужно очень хорошо подумать, стоит ли строить бизнес вместе с другом, ведь это не совместное времяпрепровождение.
  5. В любом партнерстве необходимо соблюдать принцип «коробок — спички», когда у одного коробок, а у другого — спички. Огонь они могут разжечь только вместе.
  6. Владеет бизнесом тот, кто им управляет. Занимайтесь своим делом сами. Ни один привлеченный специалист не заинтересован в вашем бизнесе так, как вы.
  7. Главным драйвером бизнеса должен быть интерес. Прибыль — это побочный продукт успеха.