Сергей Шойгу — одна из самых ярких персон из числа перечисленных в докладе о судьбах губернаторов. Он попал
в категорию «ушел на повышение»: переместился из кресла главы Московской области на пост министра обороны
06:4501 апреля 201906:45
2611просмотров
06:4501 апреля 2019
Первая весенняя волна отставок губернаторов снова вернула в круг обсуждаемых тем вопрос последующего трудоустройства бывших региональных начальников. По этому поводу даже вышло специальное исследование фонда "Петербургская политика", специализирующегося на обработке и анализе разных статистических данных, так или иначе связанных с российскими политическими и околополитическими процессами.
Но сказать, что в приведенных данных открывается какая–то новая истина, не получится. Это как известная социология, показывающая, что за день до смерти большинство людей принимали лекарства, а еще кто–то ел огурцы. Здесь то же самое.
Самый популярный вариант трудоустройства — это переход на работу в Совет Федерации. Но это и логично. В нынешнем своем виде верхняя палата парламента и создавалась как тихая гавань для легитимного перехода с руководящих должностей на почетные, но менее хлопотные места в государственной иерархии. Это когда–то Совфед был местом согласования позиций субъектов федерации. Заседавшие в нем спикеры региональных парламентов и губернаторы действительно были тяжеловесами российской политики. Нынешние сенаторы (все больше отставники разного сорта) скорее доживают здесь свой околокремлевский век, чем участвуют в текущих политических баталиях. Странно не то, что этот отход от дел самый популярный, а то, что он популярен недостаточно.
Распространенный в странах западной демократии переход бывших чиновников на работу в структуры частного бизнеса в российских реалиях встречается не так часто. Если не считать различные госкорпорации и иные компании с участием государства, то таких вариантов — по сравнению с иностранным опытом — будет немного.
Другое дело — перемещения по клеточкам системы властных органов. Чуть вверх или вниз, вправо или влево… Все это можно рассматривать как реализацию старой российской (и советской) традиции, когда кадрами не разбрасываются и, один раз попав в номенклатуру, чиновник будет уже дальше передвигаться по разным руководящим должностям, что бы он ни сотворил на предыдущих. И это относится не только к региональным начальникам. Та же практика и во всей системе государственного управления. Если уголовного преследования нет, то карьера не остановится.
А вот это, пожалуй, действительно самый важный момент. Продолжение деятельности бывших начальников, в том числе и региональных глав, в местах не столь отдаленных становится все более и более реальной перспективой. И не только среди губернаторов. События последних дней тому подтверждение. Что такое проблемы одного или второго губернатора на фоне ситуации с бывшим министром Открытого правительства Михаилом Абызовым? Так, разве что повод для аналитики.
Времена неприкасаемости прошли, и это абсолютно четко фиксирует в том числе "Петербургская политика".