Были казенные — стали личные. Распоряжение о пересадке чиновников на отечественный автопром до сих пор не отменено

Автор фото: ТАСС
"Советский кадиллак" - "Чайка"

Распоряжение о пересадке чиновников с иномарок на продукцию отечественного автопрома до сих пор не отменено

Дата 31 марта 1997 года могла бы стать ключевым моментом в истории отечественного автопрома, способным не только возродить его престиж, но и многое обозначить с чисто идеологической точки зрения. В этот день президент России Борис Ельцин подписал распоряжение № 89–рп, гласившее, что все российские чиновники должны пересесть на автомобили российского же производства. Указ этот, разумеется, исполнен не был. Но его никто и не отменял.
По–хорошему, Борису Николаевичу было все равно, что там происходит с отечественным автопромом. К этому времени он уже был нездоров и все чаще "работал с документами на даче". Но тут вице–премьером становится молодой Борис Немцов, только что покинувший пост губернатора Нижегородской области. Вот он–то и прорвался пред светлы очи "царя Бориса" с идеей пересадить всех государственных деятелей на отечественные автомобили. Пытался, похоже, покидая свой предыдущий пост, поддержать напоследок Горьковский автозавод, выбить для него большой госзаказ. И почти получилось! Президент подмахнул заранее подготовленный текст, запустив тем самым стандартный бюрократический конвейер постановлений и циркуляров. Российские автопроизводители в этот момент взглянули в будущее с надеждой.

К чему советский кадиллак

Надо сказать, что опыт в производстве автомобилей представительского класса у ГАЗа был. Именно там производились пресловутые "номенклатурные" "Волги" и "советские кадиллаки" — "Чайки". Про ГАЗ–14 вообще разговора нет — это был автомобиль мощный и одновременно красивый. Пожалуй, такой роскошной машины наш автопром не выпускал никогда. Но и "Волга" в премиум–комплектации значительно отличалась от привычного нам варианта. Как качеством механизмов, так и внутренней отделкой и оборудованием. Что там говорить, если в эпоху, когда мобильный телефон казался чем–то из разряда фантастики, министерские "Волги" оснащались возимыми комплектами спецсвязи. Ко второй половине 1990–х Горьковский автозавод — вполне на плаву, наработки его конструкторов, как признают сегодня многие, могли быть конкурентны. А был еще и завод имени Лихачева с его уникальными автомобилями–бронекапсулами, специально разработанными для руководства страны, — элегантными и максимально безопасными.
Иными словами, проиграв западным компаниям на общем рынке, сектор представительский отечественные автопроизводители освоить могли. Тем более что и с идеологической точки зрения использование российских авто нашими государственными деятелями было бы делом правильным. Но время мутное, лоббисты проявляли недюжинную активность, так что в гаражах министерств и ведомств давно уже не было ни "Волг", ни "Чаек" — их место заняли модные в 1999–е "глазастые" мерседесы.

Может, не так сели

Распоряжение, подписанное Ельциным, должно было эту ситуацию изменить. И процесс вроде бы даже пошел. Менее чем через месяц, 23 апреля все того же 1997–го, в свет вышло постановление правительства РФ за подписью Виктора Черномырдина — "О порядке поэтапной продажи находящихся на балансе федеральных органов власти автомобилей иностранного производства, а также приобретения автомобилей отечественного производства для обслуживания указанных органов". Согласно этому документу, иномарки полагалось постепенно распродать с аукциона, параллельно принимая "комплекс мер по повышению технического уровня и улучшению качества легковых автомобилей, выпускаемых отечественной промышленностью на основе широкой международной кооперации". И даже аукционы объявили. Как минимум несколько.
Но, как знаем, эта активность закончилась буквально ничем. Из имевшихся в распоряжении правительственных автопарков пятисот с лишним автомобилей импортного происхождения продали едва ли три десятка, причем практически все они осели в гаражах тех, кто пользовался ими ранее. Были казенные — стали личные. На том и заглохло, а о немцовской инициативе предпочли забыть.
Впрочем, что там говорить, если сам глава государства, подписавший распоряжение о больших автомобильных перестановках, не спешил пересесть с пятисотого мерседеса на "Чайку" или бронированный ЗИЛ.
Впрочем, распоряжение № 89–рп по сей день не отменено, да и постановление правительства в силе. Не поздно приступить к исполнению.