Зима педальная. Краткие и субъективные итоги снежного велосезона

Автор фото: Интерпресс
Несмотря на распространенное предубеждение, по зимнему Петербургу передвигаться на велосипеде можно. Более того, это даже легче, чем ходить пешком. Так утверждает, опираясь на собственный опыт, корреспондент "ДП". Главные вопросы — как сделать это безопасно для всех и добраться до места назначения в приличном виде.
Председателю клуба "Велопитер" Илье Гуревичу зимняя езда доставляет особенное удовольствие. На велосипеде он пересекал Байкал и Ладожское озеро, трижды путешествовал в Арктику. "В легкий мороз получаешь колоссальное удовольствие от езды! В –30, конечно, холодновато, но ведь у нас в Петербурге еврозима. Для велосипедиста –8 более комфортны, нежели +3, когда грязь под ногами", — убеждал он меня осенью. Другой знакомый козырял завидным здоровьем, обретенным будто бы тоже верхом на велосипеде.
Я подумала — и тоже попробовала. В первый месяц от неожиданности, что такое в принципе возможно, приветствовала каждого встречного велосипедиста по признаку социального братства, как делают мотоциклисты — или владельцы Infinity.

Комьютинг в мегаполисе

Стоит уточнить, что перспективы оздоровления манили не так сильно, как отпугивала необходимость пересесть зимой с привычного в другое время года велосипеда на общественный транспорт. "Действительно, когда наступает зима, не хочется влезать в этот жуткий троллейбус. Плюс теряешь больше времени на дорогу. С Маршала Блюхера до Васильевского острова на велосипеде я еду полчаса, на метро — час пятнадцать, а на машине можно и два часа простоять в пробке", — говорит Илья Гуревич.
Комьютинг, то есть передвижение на велосипеде от дома до работы и обратно, по словам руководителя направления велоспорта школы I Love Supersport в Петербурге Виктора Ситало, позволяет избежать подземки, а также оказывает колоссальное влияние на развитие вестибулярного аппарата. Еще один плюс — практически отсутствуют ударные нагрузки на ноги, уточняет эксперт.

Вне тротуара

В январе, как все помнят, город превратился в один большой сугроб. А двигаться нужно было по автодорогам. Самое сложное тут — убедить водителей автотранспорта в том, что это вообще законно. Удивительно, но даже некоторые водители маршруток и такси впервые слышат о том, что в соответствии с 24–й статьей ПДД велосипедист может двигаться по правому краю проезжей части. А еще по полосе для общественного транспорта. И по велодорожкам — но тут сложнее. В Петербурге они действительно есть: набережная Фонтанки полностью велосипедная, но летом выполняет функцию стихийной парковки для автомобилей, а зимой на нее счищают снег с автодороги.
Вопрос о том, почему велодорожка нечищеная, витал официальным запросом по чиновничьим кабинетам 2 месяца. Прокуратура перенаправила письмо в администрацию Центрального района, та перебросила его в комитет по благоустройству. Последний перевел на КГУ "Центр комплексного благоустройства", где запрос растаял вместе с прошлогодним снегом.
По тротуарам двигаться можно только в случае отсутствия велодорожек и безопасного края проезжей части. "Если движение велосипедиста… создает помехи для движения иных лиц, велосипедист должен спешиться", — гласят правила.

На чем двигаться?

Европейскому пижонству в Петербурге места нет. На зиму эксперты советуют отложить дорогостоящие шоссейники и выбрать максимально уставший велосипед, так как амортизация в северном климате вырастет в разы. Кстати, в декабре на моем велосипеде погас маячок, работающий на солнечных батареях. И не функционировал до середины февраля.
Наиболее волнующий офисных работников вопрос — одежда. Для защиты от грязи эксперты советуют использовать дождевики, от холода — сноубордическую одежду или рейтузы (продаются, например, в H&M). Виктор Ситало говорит, что от брызг на 100% спасают полноразмерные крылья для велосипеда. При езде в костюме можно использовать специальные утяжки для брюк. "Кто ездит в дорогих ботинках Baldinini, для них есть велобахилы водоотталкивающие. Но пока я не видел ни одного человека на велосипеде и в Baldinini", — отмечает представитель I Love Supersport.
В юбке–карандаш и на каблуках езда, впрочем, тоже затруднительна. Хотя Ситало и заверяет: "Периодически я вижу все больше женщин в повседневной одежде и радуюсь, они едут в пальто, я знаю, что они приедут на работу и даже не будут переодеваться".
Быть заметным на дороге крайне важно, говорит Илья Гуревич и даже советует носить жилеты для рабочих: "Да, они уродливые, но жизнь дороже. Не нравятся жилеты — увешайте себя как елку фонариками и светоотражателями: на велосипед, рюкзак и шлем. Шлем обязателен в любую погоду. Ведь это только вопрос времени, когда человек приложится головой — через неделю или через 20 лет".

Просто песня

Как–то на одном из перекрестков я встретила своего товарища–велосипедиста Владислава. На шее у него висела музыкальная колонка. "В наушниках ездить опасно", — предупредил Владислав и укатил в своем направлении.
Хотя, по–моему, опасны не наушники, а гарнитуры. Прикупив однажды такой гаджет и получив свой первый входящий звонок за рулем, я очень порадовалась — крайне светски, думала я, и в болтовне навернулась на первой же обледеневшей луже. Это был единственный случай ДТП за зиму. Его можно было избежать, послушай я Илью Гуревича. "Главное правило зимней езды — необходимо переобуться в шипованную резину", — наставлял он осенью.
В итоге после 3 месяцев ежедневных поездок по Литейному мосту и Петроградской набережной простудные заболевания действительно исчезли, синяк после ДТП прошел через 2 дня. Других изменений физического состояния не наблюдалось, хотя веса будто даже прибавилось…