Татьяна Боброва Все статьи автора
25 марта 2019, 23:40 16794

Разборки к пиву. Крафтовые фестивали Петербурга оказались под угрозой

Фото: Сергей Коньков

Весной в Петербурге пройдут очередные фестивали крафтового пива — и опять не без скандала. На этот раз организаторы проводят их в разное время, зато в процесс спора оказались вовлечены участники. Сами же пивовары недоумевают и боятся, что мероприятие, которое собирает тысячи гостей, и вовсе могут закрыть. Между тем затраты на организацию такого фестиваля оцениваются в 5–6 млн рублей.

Несколько пивоваров рассказали "ДП", что получили якобы от организаторов фестиваля St. Petersburg Craft Weekend письма, в которых их предостерегли от участия в конкурирующем фестивале, проводимом агентством "Светлая музыка". Согласно тексту сообщений, на фестивале "под спорным брендом Craft Event" может быть нарушено законодательство, в частности могут не соблюдаться правила торговли и ЕГАИС, отсутствовать кассовые аппараты. Отмечается, что авторы не отговаривают от участия в мероприятии, но предупреждают, что в случае каких–либо нарушений ответственность полностью ляжет на участников, а организаторы останутся в стороне. "Содержание сводилось к тому, что у Craft Weekend конфликт с организаторами Craft Event, что они с ними судятся и будут жаловаться в контролирующие органы и везде куда только можно", — говорит один из участников. В еще одном письме был приложен бланк заявления. "Файл прислали без пояснений и просьб, так сказать, имейте в виду — мы будем жаловаться", — добавляет он.

Без качелей с пивом. Как творческая среда может помочь агломерации Петербурга и Ленобласти

Без качелей с пивом. Как творческая среда может помочь агломерации Петербурга и Ленобласти

636
Дмитрий Прокофьев, экономист

Между тем организатор Craft Event Илья Бортнюк утверждает, что подобные письма от Craft Weekend рассылали участникам и в прошлом году. "В общем, такой традиционно черный пиар", — считает он. Напомним, в 2018 году в городе прошли сразу три пивных фестиваля (помимо указанных был еще Old Skull Fest) и все в один день. Сложившаяся ситуация стала результатом конфликта организаторов, не сумевших договориться о правах на фестиваль.

Один на всех

Идея создать большой фестиваль крафтового пива в Петербурге появилась 3 года назад, воплощением ее в жизнь занялись команда сети ресторанов KwakInn Club, продюсер Stereoleto Илья Бортнюк и идеолог движения любителей крафтового пива Craft Brew Riots Юрий Катунин. Однако, как сообщалось ранее, еще на стадии обсуждения концепции партнеры отказались от сотрудничества с Катуниным. Последний рассказывал: его действительно позвали в команду, но затем "предательски" сообщили, что не нуждаются в услугах.

Для организации фестиваля в 2015 году было создано ООО "СПб крафт фестиваль", по 50% в котором принадлежало Бортнюку и Владимиру Постниченко, а гендиректором стал Роман Навроцкий. Двое последних представляли KwakInn Club.

Стороны провели два фестиваля, а в 2017 году решили расстаться, не сумев договориться о развитии мероприятия и выдвигая каждый свою версию причин разногласий. В результате Илья Бортнюк организовал Craft Event, его бывший партнер Роман Навроцкий — Craft Weekend, оставив за собой название, а Юрий Катунин традиционно провел Old Skull Fest.

Судебные споры

Пивовары предпочли на разлив. Крупные игроки заинтересовались рекордно растущим сегментом разливного пива

Пивовары предпочли на разлив. Крупные игроки заинтересовались рекордно растущим сегментом разливного пива

3871
Елена Домброва

В этом году ситуация несколько изменилась: Old Skull Fest намечен на другие даты, а Craft Weekend проводиться не будет. Роман Навроцкий рассказал, что фестиваля не будет из–за действий Бортнюка. По его словам, ранее бывший компаньон взял "их бренд" и "пытался обманом зарегистрировать на свое имя". "Бортнюк подал заявку на регистрацию товарного знака Craft Weekend. Мы тоже подавали, но нам отказали, поскольку слово "крафт" невозможно запатентовать — это общее понятие, — разъясняет Навроцкий. — После этого мы подали иск миллионный, нам пока отказали". Фестиваль же решил взять паузу на год, чтобы разобраться с судебными спорами. "Не мы начали войну с Бортнюком, мы играли по правилам", — считает Навроцкий.

Вероятно, речь идет об иске ИП Постниченко Владимир Валентинович к ООО "Светлая музыка" о выплате 1 млн рублей компенсации. Согласно материалам дела, истец заявил, что является обладателем исключительного права на логотип c надписью St. Petersburg Craft Weekend, а ответчик без его согласия использовал его "как в оригинальном, так и в переработанном виде в коммерческих целях". Однако петербургский арбитраж в иске отказал, посчитав, что действия Постниченко подпадают под признаки злоупотребления правом. Апелляционный суд оставил это решение в силе.

А что участники

Комментируя информацию о разосланном письме, Навроцкий отмечает: "Мы рекомендуем всем участникам продавать пивную продукцию согласно законодательству РФ". В свою очередь, Бортнюк считает, что рассылка "в первую очередь портит им (организаторам Craft Weekend. — Ред.) репутацию, но они, видимо, этого не понимают. Ни один пивовар не отказался, наоборот, все сочувствуют".

Между тем опрошенные "ДП" участники Craft Event недоумевают, почему их вовлекают в спор. "Не понимаю, почему из–за конфликта между организаторами мероприятие может оказаться под угрозой. Или еще хуже: все придут, все расставят, деньги со всех соберут, а потом что–то пойдет не так", — говорит один из них. "В прошлом году посетителей хватило на всех, во всяком случае, было такое ощущение, и скорее надо не жаловаться, а делать еще фестиваль, а организаторам между собой договариваться", — рассуждает другой пивовар.

Только цифры

Добавим, что, по словам участников, Craft Event и Craft Weekend — крупнейшие в Петербурге мероприятия, посвященные крафту и слабому алкоголю. Первый собрал в прошлом году около 4,5 тыс. посетителей и более 50 пивоваров, второй — 6 тыс. гостей и 70 участников.

В этом году организаторы Craft Event ожидают 5,5–6 тыс. гостей при цене входного билета 400 рублей. Выручка только с этого направления может составить 2,2–2,4 млн рублей. Однако есть и другие статьи дохода. Так, пивовары, которых в этом году зарегистрировалось уже более 90, платят взнос — 15 тыс. рублей, дополнительно можно заказать техническую и рекламную поддержку.

По словам Бортнюка, организация фестиваля обойдется примерно в 5 млн рублей. "Поскольку мы его проводим только второй год, прибыль ожидаем в районе нуля, может, чуть больше — в зависимости от ситуации. Через какое–то время рассчитываем выйти на нормальные показатели", — указывает продюсер. Ранее сообщалось, что проведение Craft Weekend в 2018 году оценивается в 6 млн рублей.

Пивовары против всех

Сейчас небольшие крафтовые пивоварни распространяют свой продукт в основном через бары: на полки магазинов со скромными объемами производства и высокой ценой им попасть сложно. "Фестивали — отличная возможность повысить узнаваемость бренда и привлечь новых клиентов", — считает основатель компании — производителя сидра Gravity Project Валерий Шишхалов. По его словам, только прошлогоднее мероприятие позволило договориться о продажах с несколькими барами.

"Крафтовые пивоварни — это небольшие производства с такими же возможностями", — указывает президент Ассоциации крафтовых пивоварен Craft Depot Алексей Аксель. Согласно его оценкам, рынок крафтового пива в России составляет менее 1%. Эксперт отмечает, что сейчас расти этому сегменту мешает экономическая ситуация: крафтовое пиво — продукт с высокой себестоимостью и соответствующим ценником. Среди других проблем он называет отсутствие поддержки государства и давление на пивоваренную отрасль со стороны регулятора.

Тем временем соперничество небольшим компаниям составляют крупные игроки. Так, "Балтика" не первый год развивает категорию "крафт и специалитеты". Рост объемов продаж брендов компании, относящихся к этому сегменту, составил 22% в 2018 году. Доля крафтов и специалитетов занимает около 6% на рынке, оценивают в компании, но речь идет о сортах, отличных от классического лагера. В свою очередь, мировые продажи крафтовых и специальных сортов пива Heineken выросли более чем на 10%. "Развитие крафта в России соответствует глобальному тренду, хотя говорить о значительных цифрах этого сегмента в стране пока рано", — отмечает директор по корпоративным вопросам компании в РФ Кирилл Болматов.

Рынок крафта в России абсолютно не развит, несмотря на то что есть спрос. Большинство крафтовых пивоварен еще начинают учиться работать легально. При этом многие бары и магазины открыты некими энтузиастами, и, пока энтузиазм есть, они существуют. Профессиональных же игроков на рынке практически нет: их примерно 5% от всего рынка. Важно, чтобы в ближайшее время и остальные озадачились легализацией, иначе рынок ждет волна поглощений — пивгиганты просто скупят тех, кто не хочет или не умеет работать системно. Пока же в РФ есть один крафтовый фестиваль, который действительно так можно назвать, — Big Craft Day, поскольку собрать условно крафтовые пивоварни — не значит сделать фестиваль. Но в Петербурге, возможно, тоже появится настоящий крафтовый фестиваль: пивоварня AF Brew собирается делать мероприятие этим летом.
Александр Романенко
Александр Романенко
основатель и владелец пивоварни "Бакунин"
Крупнейший фестиваль в России сейчас Big Craft Day, который проходит в Москве. Он больше всего похож на зарубежные фестивали. Но я бы не сказал, что другие крафтовые проекты не имеют ничего общего с "настоящими" фестивалями, просто они менее масштабны, с меньшим количеством пивоварен, возможно, не так грамотно организованы. Фестивали нужно проводить, но не по принципу "чем больше, тем лучше". В любом случае такие мероприятия помогают развивать и популяризировать крафтовую культуру в России.
Денис Ковалёв
Денис Ковалёв
директор пивоварни Victory Art Brew

В контексте

Как романтично все начиналось! Первые российские крафтовые пивовары, варившие пиво на собственной кухне в кастрюле из–под холодца, рецепты, которые придумывали чуть ли не на бегу, первые горькие эли, первые "кисляки", первые имперские стауты.

В этом было что–то андеграундное, протестное, почти анархическое. "Натянуть бороду" ТНК, захватившим рынок, заполонившим полки магазинов единообразным евролагером под разными этикетками, заявить, что не пьешь сваренное для масс–сектора, — в этом было своеобразное робингудство. Конкуренция? Что вы! Рынок велик, потребителей много, спрос опережает предложение, пивовар пивовару — друг, товарищ и брат.

Разумеется, долго так продолжаться не могло. В природе человеческой — склонность к конфликту. Не просто стремление сварить лучше, продать больше, сделать ярче. Важней растоптать соседа. И пошло–поехало, поссорились условный Иван Иванович с условным Иваном Никифоровичем. Портер сварил? Дрянь его портер, пробуй мой. Фестиваль устроил? Устрою свой в то же время. Два в один день — мало? Три будет! Причем организатор каждого убедительно расскажет не о том, почему у него лучше, а о том, как ничтожен и мерзок коллега! Вчерашний "домашник" открыл свою пивоварню? Вмажь по его репутации. Не умеешь устраивать фестивали и дегустации? Полей грязью умеющего и чувствуй себя на коне. И, что характерно, главное побуждающее начало — не деньги и влияние, а… ревность. Детское стремление порушить куличики соседа, потому что чего он тут в нашей песочнице?!

А рынок постепенно расставляет все по местам. Крафтовое пивоварение, уверенно "откусившее" самую сладкую верхушку рынка, забрав у великанов отрасли премиум–сегмент, постепенно превратилось из милого хобби в настоящий бизнес. И речь уже о реальных объемах производства, солидных прибылях, больших мощностях. Кто–то растет, кто–то тонет. Василеостровская пивоварня, начинавшая как крафтовая, стремительно превращается в 3–го по объему продукции игрока на Северо–Западе. Малые становятся средними, как, скажем, Telmann, стартовавшая 2 года назад с максимальным объемом производства 16 т и развернувшаяся до мощностей в 3,5 раза больших. А некогда мощный Munhell проседает и по качеству продукции, и по продажам, причем значительно. Игра идет по–настоящему. Пиво с запахом кирзовых сапог, запредельной горечью, невероятно кислое и так далее остается достоянием немногочисленных биргиков, товаром ни разу не прибыльным. И неспособность вести дела всерьез гонит вчерашних законодателей мод и самоназначенных королей пивоваренной тусовки обратно на кухню, к кастрюлям и тазикам. Благо детской ревности и тусовочным дрязгам место именно там.

Сергей Кормилицын

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама