Лови момент. Американская валюта доступна как никогда в этом году

Автор фото: Сергей Коньков
Автор фото: Сергей Коньков
Курс доллара США на прошлой неделе достиг минимальной с лета прошлого года отметки — 63,63 рубля. С начала 2019–го зеленая валюта ослабла по отношению к рублю почти на 9%. За последние несколько месяцев ее цена 6 раз опускалась к уровню 65 рублей, все никак не решаясь его пробить. Но наконец пробила. Теперь ряд аналитиков ждет похода доллара на 62 рубля, а кое–кто даже на 60. Однако рано или поздно курс американца развернется вверх. "ДП" собрал мнения экспертов о том, где ловить доллар покупателям.

ФРС подтвердила капитуляцию

Главной причиной ослабления доллара стало смягчение монетарной политики Федеральной резервной системы США. Итоги мартовского заседания стали известны только вечером 20 марта, но американская валюта начала слабеть раньше, потому что большинство финансистов ожидали "голубиной", то есть мягкой, риторики ФРС США. И американский центробанк оправдал эти ожидания с лихвой.
Сохранив базовую ставку в диапазоне 2,25–2,5% годовых, чего ожидали все экономисты, Федрезерв обновил свой прогноз по будущему повышению ставки. Теперь руководители ФРС не ожидают ни одного повышения ставок в 2019 году и только одного — в 2020–м. Еще в декабре 2018 года, после последнего на сей момент повышения ставки, Федрезерв прогнозировал на 2019 год два повышения. Однако уже в начале января представители ФРС стали менять свою риторику с "ястребиной" на "голубиную". Большинство экспертов однозначно трактовали это как капитуляцию Федрезерва под давлением президента США Дональда Трампа, который многократно выражал недовольство повышением ставок. Тем не менее участники финансового рынка ожидали пересмотра прогноза по ставке только до одного повышения, а не до нуля.
Кроме изменения прогноза по ставкам ФРС собирается замедлить сокращение объема активов на своем балансе: с мая темпы продажи Treasuries уменьшатся с текущих $30 млрд в месяц до $15 млрд, а в сентябре она будет полностью прекращена. "ФРС удивила многих (и однозначно нас), дав мощный "голубиный" залп", — констатировал Джон Харди, главный валютный стратег Saxo Bank.
Курс доллара отреагировал на эти новости снижением по отношению к большинству мировых валют. Например, курс евро к доллару за час после объявления решения ФРС подскочил почти на фигуру — с $1,1357 до $1,1445. В связи с этим укрепление рубля к евро было не таким впечатляющим, как к доллару.
В своем заявлении, будто возражая на инсинуации о капитуляции, американский центробанк дал понять, что для смягчения риторики были объективные экономические причины: замедлились темпы роста экономической активности, потребительских расходов и инвестиций бизнеса в основной капитал. На рынке труда прекратился рост занятости. А инфляция снизилась.
Федрезерв понизил прогноз экономического подъема в США в 2019 году с 2,3 до 2,1%, а в 2020–м — с 2 до 1,9%. Как заметили эксперты Julius Baer, официальный прогноз Белого дома по росту ВВП на 2019 год по–прежнему находится на уровне 3,2%, так что разница между двумя оценками теперь оказалась на максимальном уровне с момента мирового финансового кризиса.
Прогноз ФРС по инфляции на 2019 год снизился с 1,9 до 1,8%, на 2020 и 2021 годы — с 2,1 до 2%. Безработица к концу 2019 года ожидается на уровне 3,7% вместо ожидавшихся ранее 3,5%.
Глава ФРС Джером Пауэлл на пресс–конференции после решения по ставке объяснял выжидательную политику ФРС нарастающими рисками для экономики. "Нам следует сохранять терпение и позволить ситуации проясниться, — заявил он. — Возможно, пройдет какое–то время, прежде чем прогнозы занятости и инфляции ясным образом потребуют изменения денежно–кредитной политики".
В принципе многие участники финансовых рынков и без разъяснений ФРС видят признаки грядущего замедления мировой экономики. Вероятно, поэтому 20 марта ослабление доллара США не сопровождалось ростом фондовых индексов. На акции эйфория не распространилась.
"Несмотря на смягчение риторики ФРС относительно монетарной политики, на инвесторов оказывает давление перспектива замедления роста мировой экономики, а также торговые противостояния", — считает Александр Бахтин, инвестиционный стратег "БКС Премьер".

Цели понижаются

Падение доллара было настолько убедительным, что аналитики стали ждать его продолжения. Так, аналитик компании "Алор Брокер" Алексей Антонов указывает, что после того, как рубль пробил диапазон сопротивления 64–64,2, ему открыта дорога в район 62,8, а потом и на круглую отметку 60.
"Для рубля может открыться окно возможностей, что дает нам основание существенно пересмотреть наш прогноз курса рубля на 2019 год в пользу более крепких значений (62,5 по паре доллар/рубль)", — написали в обзоре аналитики Нордеа Банка.
Ведущий аналитик "Открытия Брокер" Андрей Кочетков называет достижение цели 62 рубля за доллар все более вероятным. По его мнению, смягчение ФРС будет стимулировать аппетиты к риску. Соответственно, актуальность рублевого сarry trade возрастает. Накануне решения ФРС по ставке инвесторы уже предъявили высокий спрос на рублевые долговые бумаги. Объем размещения ОФЗ на аукционе Минфина 20 марта составил 73,5 млрд рублей. Неделей раньше российское финансовое ведомство разместило ОФЗ на рекордную сумму 91,4 млрд рублей.
Существенную поддержку рублю оказывает и подъем цен на нефть. На прошлой неделе стоимость барреля марки Brent приближалась к $68,7. Свою роль в повышении цены черного золота сыграли участники соглашения ОПЕК+, подтвердившие на встрече в Баку приверженность своим договоренностям об ограничении добычи. Позитива нефтяным ценам добавило и резкое снижение запасов топлива в США. Как стало известно в среду, 20 марта, за предыдущую неделю эти запасы упали на 9,59 млн баррелей, тогда как эксперты ожидали их роста на 1,75 млн баррелей. Запасы бензина упали на 4,59 млн баррелей, дистиллятов — на 4,13 млн баррелей.
Краткосрочно на укрепление рубля будет работать и налоговый период, когда экспортеры продают валюту, чтобы уплатить налоги. "На следующую неделю приходится пик налоговых выплат в РФ. 25 марта российские компании выплачивают НДС, НДПИ, акцизы, 28 марта — налог на прибыль, а суммарный объем налоговых платежей в марте традиционно выше, чем в другие месяцы (мы оцениваем объем выплат в этот период в 1,75 трлн рублей)", — делится подсчетами ведущий аналитик Промсвязьбанка Михаил Поддубский.
"Вполне возможно, что спекулятивный оптимизм трейдеров сохранится, из–за чего уровни 62–63 рубля за доллар и 72–71,9 за евро можно считать стартом для некоего накопления короткой позиции по рублю, но не окончательными ценами для начала распродаж национальной валюты. Допускаем продолжение роста рубля в перспективе на март, — полагает Кирилл Стариков, аналитик ООО "Эксперт Плюс". — Из фундаментальных факторов для сильного рубля выделим спрос на ОФЗ, налоговый период и дорогую нефть, фактор слабого доллара США в мире. Соответственно, изменение условий, благоприятных для покупки рубля (завершение налогового периода или разворот вверх по доллару в мире и т. д.), можно считать стартом для его продаж".
Под влиянием волны позитивных для рубля новостей участники финансового рынка практически полностью забыли об угрозе новых антироссийских санкций. На этом фронте в последние недели наблюдается затишье. Эксперты Нордеа Банка подчеркивают, что укреплению рубля способствовало субъективное восприятие санкционных рисков инвесторами, которое в последнее время улучшилось. Однако, по их мнению, рубль остается уязвимым к обострению санкционной риторики, которое может вызывать кратковременные периоды ослабления российской валюты на 1–2 рубля, как это происходило в последние несколько месяцев.
Но не исключено, что американский конгресс вернется к рассмотрению действительно серьезных санкций: запрета на покупку российского госдолга или ограничениям долларовых расчетов для российских банков Как только подобное случится, это станет мощным ударом по курсу рубля.
Произошло то, о чем ФРС давно предупреждала команда Трампа: ФРС перестаралась с повышением процентных ставок, забежала вперед, и это начало заметно тормозить экономику — вот им и приходится давать полный назад, как «Титанику». Но скорость была набрана такая, что непонятно, позволит ли это экономике США избежать встречи с финансовым айсбергом. Для рубля этот факт положителен, как и для всех развивающихся экономик. Курс и дальше продолжит дрейфовать в направлении 62–63 рубля за доллар, а возможно, в перспективе и 60 рублей. Этот прогноз давали еще примерно полгода назад Bank of America Merrill Lynch и фонд–гигант Goldman Sachs, и сейчас он начинает активнее реализовываться за счет трех факторов. Основной из них — ожидаемое ослабление доллара на мировых рынках в горизонте примерно 1–2 лет из–за замедления в экономике и прекращения повышений процентной ставки Федрезервом. Рублю помогает и связанный с выходом значительной части капиталов из доллара интерес к активам с фиксированным доходом на развивающихся рынках, среди которых облигации Минфина РФ (сегодня они привлекательны, приносят 8–8,5% годовых). Наконец, на укрепление рубля работает и переоцененность фактора санкций: инвесторы не раз видели, что у страха осенью и зимой были глаза велики, а реально доллар сначала не хотел подниматься на угрозах выше 70 рублей, а потом уже и выше 67 залезал с трудом. Последняя капля понимания того, что угроза санкциями — тень и ей пора знать свое место, возможно, переполнила чашу, когда в ответ на инцидент в Керченском проливе и после долгой подготовки Запад смог согласовать лишь небольшой список персон и компаний, которым будет запрещен въезд и финансовые операции. От колебаний нефти рубль в значительной мере отвязан благодаря бюджетному правилу с покупкой валюты Минфином, но ему может в какой–то мере помогать и положительный настрой на нефтяном рынке, где марка Brent весной с высокой вероятностью готовится протестировать уровни выше $70 за баррель, прежде чем вернуться снова к равновесным ценам вокруг $65.
Петр Пушкарев
шеф–аналитик ГК «ТелеТрейд»