Переводы у всех на виду. Система быстрых платежей в действии

 

К концу второго месяца эксплуатации системы быстрых платежей (СБП), детища Центробанка, глава СбербанкаГерман Греф наконец–то публично поделился мнением о нем. Он против. Вернее, если детально изучать стенограмму ответа, то речь шла о его несогласии с насильственными мерами Центробанка, который одним указом повелел 11 системно значимым банкам работать с СБП, остальным 468 оставил право выбора — подключаться к ней или переводить деньги по старинке, через платежки.
Рынок долго ждал публичной реакции Сбербанка на внедрение СБП. Система разработана Центробанком совместно с НСПК (оператор карт "Мир"). Она позволяет переводить деньги любому человеку по номеру сотового телефона, при условии что карта получателя привязана к телефону, а его банк — участник СБП. По разным оценкам, монополистом на рынке подобных переводов с долей около 70% до недавних пор как раз и являлся Сбербанк. Он брал 1% от суммы перевода, если получатель живет в другом регионе, и зарабатывал на этом 100–130 млрд рублей комиссионного дохода в год.
За неполных 2 месяца банки отчитались только о средних суммах переводов: от 1 тыс. до 15 тыс. Общий объем переводов, скорее всего, не превышает пары сотен миллионов рублей. Во–первых, система все еще тестируется и постоянно выдает ошибки (то деньги не дошли до адресата, то защита информации страдает, так как теперь, зная только номер телефона, можно выяснить, в каких банках открыты счета у того или иного чиновника или главы корпорации). Во–вторых, за столь короткий промежуток времени не все осознали, что в стране появился бесплатный способ перевода денег. Без ограничений по суммам и опасений, что карта будет заблокирована.
Центробанк неоднократно заявлял, что плату за переводы с банков — участников СБП начнет взимать не ранее 2020 года, на сегодня он отказался от дохода ради всеобщего блага: показать преимущества системы и познакомить с ней наибольшее число клиентов. Ожидается, что стоимость одной операции будет варьироваться в пределах 1–6 рублей.
Только по Петербургу в прошлом году с карты на карту было осуществлено 234 млн переводов на 1,68 трлн рублей, подсчитали в ЦБ. К слову, в магазинах потрачено чуть меньше — 1,62 трлн рублей. Получается, что при сохранении объемов и максимальной комиссии Центробанк претендует на доход около 1,4 млрд рублей.
Но не в комиссиях проблема. До внедрения СБП банки могли еще как–то апеллировать к банковской тайне и не раскрывать получателя денег, например, при поступлении запроса от силовых органов или суда. Затрудняли доступ к информации и принципы международных платежных систем Visa или MasterCard. После появления посредника в лице Центробанка любая операция стала абсолютно прозрачна.
Безусловно, бесперебойно работающая СБП спасет страну, если западные партнеры отключат нас от мировой банковской системы. Но особенность работы локальной системы переводов, накопление регулятором всей информации о платежах, совершенно точно перегрузит налоговиков работой.