Большая стирка. Объем услуг химчисток и прачечных в Петербурге вырос на 3%

Автор фото: Валентин Беликов

По данным Петростата, объем услуг химчисток и прачечных вырос на 3% в прошлом году. Частичное восстановление рынка подтверждают и его участники.

За январь–декабрь 2018 года горожане потратили на химчистки и крашение, а также услуги прачечных порядка 362 млн рублей, что на 3% больше год к году, следует из отчета Петростата. Для сравнения, кроме химчисток объем рынка бытовых услуг в прошлом году вырос только в трех категориях: техобслуживание и ремонт ТС (+3%; более 18 млрд рублей), ремонт и пошив обуви (+0,5%, 1,1 млрд рублей) и ритуальные услуги (+1,1%, 4,7 млрд рублей).
Между тем восстановление рынка услуг прачечных подтверждают его участники. Так, в сети химчисток Clean Expert отмечают, что число заказов на услугу "индивидуальная стирка белья" выросло на 30% по итогам прошлого года. Всего сеть приняла более 13,2 т сданных в стирку вещей, годом ранее этот показатель составил около 10,2 т. "Люди стали считать деньги и ценить вещи, поэтому начали сдавать дорогие вещи в химчистку и окрас", — поясняет владелец компании Андрей Журавлев. По его словам, петербуржцы все больше узнают об услугах химчистки и стирки и вводят их в свой привычный жизненный график.
С ним согласны и в сетевых прачечных. "Клиенты стали более выборочно использовать услуги и больше считать деньги. Например, выросло число клиентов, которые приходят утром, поскольку в это время мы предлагаем скидку", — делится наблюдениями руководитель отдела маркетинга сетей Prachka.com и "Белье мое" Константин Ледков. Он отмечает, что число клиентов выросло, но вместе с тем уменьшился средний чек. "В целом люди стали более бережно относиться к вещам, особенно к дорогим, например пуховикам, — продолжает Ледков. — Наблюдается рост заинтересованности и в услуге чистки обуви, которую мы ввели 2 года назад". По его словам, в среднем компания открывает в Петербурге и Ленинградской области две–три прачечные в год, в России по франшизе (под брендами Prachka.com, "Чистофф") ежегодно открывается пять–шесть прачечных.
В свою очередь, в петербургской сети химчисток Apetta подчеркивают, что, несмотря на сложный год, сумели обеспечить прирост заказов, в том числе за счет новых клиентов. "Несмотря на снижение реальных доходов населения, за счет достаточно стабильного спроса на услуги химчистки и стирки и частично за счет появления новых услуг рынок и дал этот небольшой плюс", — рассуждает руководитель отдела маркетинга компании Энже Бадретдинова. Осенью прошлого года компания также расширила перечень услуг, добавив чистку обуви и сумок. В целом для клиентов это предложение удобно — они с интересом восприняли новинку, отмечают в компании. Услуга позволила привлечь и новых клиентов, например молодежь, которая активно сдает в чистку кроссовки.
В свою очередь, в сети химчисток "Пингвин" оценивают прошедший год неоднозначно. "С одной стороны, мы видим падение покупательной способности населения, с другой — имеем рост выручки по сравнению с 2017 годом в связи с открытием новых химчисток", — говорит гендиректор сети "Пингвин" Станислав Сапожников.
Отметим: несмотря на рост рынка, услуги химчисток и прачечных все еще находятся в замыкающих, наряду с фотоателье и швейными мастерскими. Объем услуг стирки по итогам 2018 года составил 1,1% от всех платных услуг в городе. Однако игроки настроены по–разному относительно нового года. "В 2019 году мы ожидаем стагнацию рынка бытовых услуг, поскольку исчерпан потенциал естественного роста в кризисный период. Но мы планируем рост выручки компании, связанный с открытием новых химчисток", — делится Станислав Сапожников. "Рынок будет расти, несомненно, услуга востребована", — не согласен Константин Ледков. В свою очередь, Андрей Журавлев отмечает, что предыдущий год прошел в рабочем стабильном режиме по плану с небольшим ростом, но всегда хочется большего.
По данным Ассоциации химчисток и прачечных Петербурга, в городе работает более 140 предприятий. Среди крупных сетей — Apetta (31 химчистка, данные сайта компании), Prachka.com (31 точка), Clean Expert (38 пунктов), "БиоЛайф–Экспресс" (28). У сети "Белье мое" есть шесть прачечных, а у сети "Пингвин" — 12 собственных химчисток.