"Им уже неудобны гипермаркеты": в Петербурге доставка еды выросла вдвое

Автор фото: ТАСС

Расходы петербуржцев на доставку еды за год выросли почти вдвое, как и число платежей. Рынок foodtech толкает вперед конкуренция "Яндекс.Еды" и Delivery Club – на волне доставки еды набирают популярность продуктовые наборы и доставка продуктов из магазина.

В Петербурге число платежей за доставку готовой еды за минувший год выросло вдвое по сравнению с 2017 годом, число плательщиков – в 2,2 раза, подсчитали аналитики "Яндекс.Кассы". Общие расходы петербуржцев выросли в 1,8 раза. Средний чек составляет 2540 рублей, годом ранее чуть больше – 2870 рублей. Петербургский рынок доставки еды сохраняет высокие темпы роста на волне конкуренции сервисов от "Яндекса" и Mail.ru Group, а также расширению ассортимента доставки продуктов от сетей и агрегаторов продуктовых наборов.
«Сегодня сервисы доставки конкурируют не только с ресторанами, но и с продуктовыми магазинами, с холодильником и кухонной плитой. Если изначально наши клиенты чаще всего заказывали пиццу и роллы для каких-либо торжеств, то сейчас мы все чаще видим, например, заказы на двух-трех человек с привычными домашними блюдами. Сервисы доставки стали использоваться для будничных семейных ужинов. И это - один из главных факторов, стимулирующих развитие рынка», - отметил управляющий партнер Delivery Club Руслан Гафуров.
Сегмент доставки еды сейчас действительно активно растет и продолжит расти в ближайшие 3 года, подтверждают в "Яндексе". "Это касается всего российского рынка, без разбивки на регионы. В 2018 году доля агрегаторов в сегменте доставки еды по нашим оценкам составляла всего 15 -17%, то к 2022 году они могут увеличить ее до 55-60%. С марта 2018 года объем заказов всего на сервисе Яндекс.Еды вырос в 10 раз во всех городах", - отмечают в компании

Еда привозит 130 млрд

Пока лидером среди сервисов доставки еды является Delivery Club (принадлежит Mail.ru Group). Выручка Delivery Club выросла на 48% год к году, до 1,9 млрд рублей. При этом в четвёртом квартале рост составил 71%, до 646 млн рублей, а ежемесячная аудитория росла на 67%. Число ресторанов в сети Delivery Club составило 8,3 тыс. Сервис доступен в 107 городах России. В феврале аналитики сервиса отметили, что в России стали в два раза активнее пользоваться сервисом в праздники - число заказов из ресторанов 23 февраля достигло 104 тыс., 8 марта — 123
Ближайший конкурент – "Яндекс. Еда", но там выручку сервиса не раскрывают. В январе "Яндекс.Еда" сообщила, что число заказов сервиса в декабре 2018 года достигло 1 млн, что в 10 раз больше, чем в тот же период 2017 года. Cогласно прогнозу банка UBS, "Яндекс. Еда" будет активно расти и к 2022 году ее доля может достичь 43%, а Delivery Club – составить 55%. Сопоставимо и число партнеров конкурирующего сервиса – к "Яндекс.Еде" подключено 8 тыс. ресторанов в 24 городах России. О масштабном запуске своего проекта доставки в начале года говорил Ozon, но позже в компании решили отложить ее на неопределенное время, "развивать другие сервисы и оптимизировать внутренние процессы".
В России и в Петербурге сформировались как основные направления этого рынка, так и лидеры: доставка готовой еды из ресторанов или магазинов (Delivery club в Mail.Ru Group, iGooods, "Яндекс.Еда", 21 января в Петербурге начал работу Instamart), доставка продуктов для приготовления еды ("Партия еды", "Дома вкуснее"), доставка персонализированных продуктов (фермерских, спортивного и функционального питания). В Петербург до конца года планирует зайти московский сервис доставки SaveTime. Кроме того, в городе работают сервисы доставки продуктов от магазинов "О'Кей" и от сети "Перекресток" (входит в X5 Retail Group). По предварительной оценке опрошенных РБК аналитиков, суммарный объем рынка foodtech в России по итогам 2018 года превысил 130 млрд рублей.
По оценке Rocket Internet, объем мирового рынка foodtech–сервисов, в частности заказа еды онлайн, достигает $324 млрд. По степени развитости инфраструктуры доставки еды первыми стали США (GrubHub, Instacart), Великобритания (проекты JustEat, Deliveroo), другие страны ЕС (Delivery Hero, Linas Matkasse). Примечательно, что по итогам года рейтинг компаний, которые оказали наиболее глубокое воздействие как на индустрию, так и на культуру, по версии Fast Company, возглавил китайский стартап Meituan Dianping — сервис для быстрого бронирования жилья и билетов в кино, а также заказа еды.
Рынок доставки еды, млрд рублей
Источник: РБК "Исследования рынков"

На волне конкуренции

Согласно прогнозу банка UBS, к 2020 году доля Delivery club на рынке доставки в России составит 55% против 43% у "Яндекс.Еды". Разнятся оценки в денежном выражении. По версии управляющего партнера AddVenture Максима Медведева, на долю Delivery Club приходится 18–20 млрд руб. выручки, на долю "Яндекс.Еда" — 4–5 млрд руб. в 2018 году. Конкуренция этих сервисов стимулирует и смежные направления доставки на фоне все большего роста интереса россиян к заказам онлайн.
Потребление готовой еды и число заказов из ресторанов растет двузначными темпами, отмечал глава X5 Retail Group Игорь Шехтерман. "Безусловно, это влияет на нас: люди реже начинают ходить в магазины и покупать продукты для готовки. В Америке потребление готовой еды составляет около 50%. В России эта цифра где-то около 10%, но она будет расти, и мы обязаны думать, как ответить на эти вызовы", - говорил он в интервью "Ведомостям".
Оборот у лидеров в доставке готовой еды на порядок больше, чем у остальных компаний в foodtech, это десятки тысяч заказов в день, подтверждает управляющий сервиса доставки продуктов iGooods Григорий Кунис. Два этих игрока существенно значимы для рынка в целом – они поощряют пользователя заказывать что-то онлайн и помогают другим сегментам, добавляет он. Кунис ожидает рост своего направления.
«Рост заказов доставки продуктов бумом назвать еще нельзя, так как до сих пор очень маленькая доля населения этим пользуется. При этом есть очень активный рост – в этом марте мы выросли к прошлому в три раза и сейчас у нас 2 тыс доставок в день. Мы прогнозируем, что ускорение будет продолжаться и в нашем сегменте, просто потому, что стартовать с низкой базы проще. Если говорить по среднему чеку, то рост идет на 5-7% за год. В целом, для новых, первых клиентов характерно меньшее число позиций по сравнению с более опытными, регулярными заказчиками – они тестируют сервис», - отметил глава iGooods.
Михаил Перегудов, сооснователь и гендиректор «Партии еды» (доставка продуктовых наборов для готовки, принадлежит «Яндексу») также отмечает, что крупнейшие игроки на рынке доставки действительно формируют рынок и задают тенденции, рост этого рынка, по его словам, уже можно назвать взрывным. Рост своего бизнеса он оценил в 2,5 раза к прошлому году по выручке и числу заказов.
«Главная тенденция нам стало гораздо легче привлекать новых клиентов – пользователи лучше понимают такие сервисы, привыкли к заказам еды онлайн. Четыре года назад Delivery Club был экзотикой, а наборы продуктов – очень смелым решением для людей. Тогда нам надо было сломить пять барьеров недоверия, сейчас это проще. Дальше процесс ускорится – приходит новая молодая аудитория, тем кому около 25 лет, аудитория, которой уже неудобны гипермаркеты, но понятно и привычно заказывать онлайн», - отмечает Перегудов.
Резкого скачка сейчас нет, это поступательный рост, который наблюдается в течение последних пяти лет, возражает Николай Давыдов, гендиректор сервиса доставки Yami Yami (входит в Italy Group). Темпы роста в доставке готовой еды сохраняются, порядка 20% в год. "Яндекс" и Delivery Club, по мнению Давыдова, оказывают особое влияние на этот рост – это конкурентная борьба, скидки, льготные условия, программы лояльности. Они дают всплески интереса аудитории, которые позднее откатываются к прежним значениям. По году это дает 20-25% прирост аудитории и заказов, отмечают в Yami Yami.
Кто готовил для доставки в 2017 году, %
Источник: UBS

Амбициозный ход

В феврале на рынке foodtech произошло заметное событие - сервис «Яндекс.Еда» ввел в Москве и области платную доставку на все категории заказов, в Петербурге эта услуга осталась бесплатной на время тестирования нововведения. Рынок неоднозначно воспринял эту новацию, в итоге платная доставка не стала обязательной и у других компаний, как прогнозировали эксперты. Показательными стали заявления интернет-магазина Ozon, который объявил о запуске своего проекта доставки еды, потом фактически отменил его запуск, ввел платную доставку по подписке и позже снизил тарифы.
«Решение «Яндекса» по платной доставке ожидаемо – чуда не бывает, им надо рано или поздно выходить в плюс, они не могут бесконечно субсидировать это направление», - считает глава iGooods. «Платная доставка "Яндекса" – амбициозный ход, но как, показывает практика Ozon, рынок принимает ее не очень хорошо. Здесь, полагаю, будет та же ситуация – Delivery не дремлет и точно отыграется на этом спорном решении конкурента. В итоге «Яндекс», скорее всего, сделал это кратковременно, чтобы прочувствовать рынок. Они вернется к бесплатной доставке и будут зарабатывать скорее на комиссии, чем на клиенте», - прогнозирует гендиректор Yami Yami.
В Delivery club в очередной раз заверили, что будут работать по модели бесплатной доставки. «Мы работаем над эффективностью логистики и повышаем количество заказов, которое за час может доставлять один курьер. В Петербурге, например, испытывалась наша система автоматического распределения заказов «Алан», в основе которой лежит искусственный интеллект. Уже реализованные и планируемые технологические решения позволят нам и дальше доставлять клиентам заказы без дополнительной платы», - подчеркнул управляющий партнер Delivery Club.