Рекордсмены по лекарствам. Петербургский фармрынок растет в несколько раз быстрее российского

Автор фото: Сергей Коньков
Автор фото: Сергей Коньков
Суммарно рознично–коммерческий сегмент российского фармрынка по итогам 2018 года достиг 940 млрд рублей. По словам директора по развитию RNC Pharma Николая Беспалова, это на 2,2% больше, чем годом ранее. В то же время объем рынка Петербурга составил 54,3 млрд рублей в 2018 году, показав рост на 7,1%.

Впереди России всей

Об успешном завершении 2018 года отчитались многие петербургские фармпроизводители. "Биокад" сообщил о росте чистой выручки на 39,5% — до 21,7 млрд рублей. В компании пояснили, что это связано с высокими продажами препаратов для терапии онкологических заболеваний (+25,9%; до 16,49 млрд рублей) и расширением продуктового портфеля аутоиммунных препаратов, продажи которых выросли в 4 раза, до 3,2 млрд рублей.
Объем продаж "Вертекса" по итогам года увеличился до 8,65 млрд рублей, что на 30% больше год к году. При этом доля лекарств в общем объеме продаж составила около 90%.
Об успешно завершившемся годе отчитался и "Активный компонент". Компания реализовала 63 т активных фармацевтических субстанций (АФС), нарастив объем производства на 15%. Выручка выросла на 14% — до 1,1 млрд рублей.
Продажи "Полисана" выросли на 2% в упаковках и на 10% — в деньгах. В свою очередь, "Северная звезда" выпустила более 25 млн упаковок лекарственных препаратов (годом ранее — более 20 млн).

Трудный год

В целом российскому фармрынку далеко до успехов петербургских производителей. По словам Николая Беспалова, прошлый год для отрасли выдался сложный. "Даже в период острой фазы кризиса в 2015 году динамика российской фармрозницы составляла порядка 8,5%", — сказал он. Среди причин трудного года эксперт, в частности, называет низкие доходы населения: потребители отказывались от товаров не первой необходимости и старались экономить. По предварительным данным Росстата, реальные располагаемые денежные доходы населения в январе снизились на 1,3% по сравнению с январем 2018–го.
Для рынка год был не очень удачным, согласны в "Активном компоненте". Если не будут предприняты определенные реформирующие процедуры, в частности предоставлены определенные преференции инвесторам, которые готовы вкладывать деньги в российское производство, то продвижения не будет, отмечают в компании.
Согласно оценкам DSM Group, за последние 5 лет темпы роста российского рынка сократились в 6 раз. В 2018 году его емкость составила 1,66 трлн рублей, что всего на 1,8% больше год к году. Для сравнения: в 2013 году рынок вырос на 16%.

Работа на экспорт

Дальнейший рост рынка возможен за счет увеличения экспортных поставок. Петербургские компании уже освоили это направление деятельности. "Биокад" поставляет продукцию в 21 страну. Объем экспорта в 2018 году превысил 2 млрд рублей, впервые в истории компании составив 9,44% от выручки. В планах производителя — начать поставки еще в 50 стран в ближайшие 5 лет, а также довести долю экспортной выручки к 2023 году до 50%.
"Активный компонент" увеличил экспорт на 15%: доля этого показателя в обороте составила 6%. Компания отправляет продукцию в Белоруссию и Сербию, а в 2019 году собирается начать сотрудничество с Казахстаном, Азербайджаном, Узбекистаном, Кубой, Ираном, Словенией и Францией.
Почти вдвое нарастил поставки на рынки других стран "Вертекс": с 16,35 млн рублей в 2017 году до 30,6 млн рублей в 2018–м. Производитель направляет продукцию в Казахстан, Белоруссию, Армению и Таджикистан. Вместе с тем гендиректор компании Георгий Побелянский отмечает, что на долю продукции, которая продается в других странах, пришлось менее 1% в общем объеме продаж компании.
Экспорт "Полисана" в 2018 году вырос на 15%, его объем в выручке составил 16,5%. Продукция компании поставляется в 10 стран ближнего и пять стран дальнего зарубежья.
В RNC Pharma считают, что работа на экспорт постепенно становится одним из приоритетов для многих российских компаний. Участники рынка понимают важность выхода на международную арену. Однако не все имеют возможность работать в этом направлении. "Динамика развития экспорта положительная, но в целом этот сегмент рынка все еще очень невелик и сложен для отечественных предприятий", — отмечает Николай Беспалов.

Расширение на фоне спада

Несмотря на спад российского фармрынка, петербургские производители планируют наращивать производство. "Активный компонент" собирается запустить первую очередь нового завода в Пушкинском районе, полный запуск намечен на 2021 год. В компании ожидают, что за счет ввода новых мощностей предприятие сможет ежегодно выпускать до 100 т АФИ, а годовая выручка вырастет до 4,5 млрд рублей.
"Биокад" намерен открыть производственный корпус в Стрельне, который, как ожидается, будет в 5 раз мощнее существующего производства в ОЭЗ "Нойдорф". Всего у компании на разных стадиях строительства находится четыре объекта. В прошлом году "Биокад" инвестировал в производство 2,25 млрд рублей. В свою очередь, "Вертекс" в 2018 году начал строительство лабораторно–складского и производственного корпусов в ОЭЗ "Санкт–Петербург". Завершение работ намечено на этот год. Ожидаемый рост объема производства всего фармкомплекса — более чем в 2 раза, рассчитывают в компании.
Запуск первой очереди новой площадки в Ленобласти запланировала и "Северная звезда". По ее данным, это позволит удвоить объем выпускаемой продукции.
На наш взгляд, на рынке продолжается импортозамещение благодаря возросшему доверию к качеству российских лекарств наряду с непростой экономической ситуацией и слабым рублем. Также численность населения страны в 2018 году не увеличилась по экспоненте, соответственно, среднее количество пациентов по разным нозологиям осталось приблизительно сопоставимым со значением 2017 года. Но население стареет, поэтому есть незначительный рост продаж в упаковках. А так как в целом выбор идет в пользу менее дорогих лекарств, то рост в рублях небольшой. Пока эта тенденция сохранится.
Георгий Побелянский
генеральный директор АО «Вертекс»
2018 год был непростым: формирование правил маркировки лекарственных средств, утверждение новой методики формирования цен лекарств из списка ЖНВЛП, введение референтного ценообразования при организации тендерных закупок. Также наблюдается продолжающаяся консолидация аптечных сетей и дистрибьюторского звена (покупка «СИА Интернешнл» «Магнитом», уход с рынка «Ориола», «Альянс Хэлскеа Рус»). Все эти факторы внесли неопределенность, которая сохраняется и в этом году, особенно в направлении маркировки лекарств.
Дмитрий Борисов
коммерческий директор ООО «НТФФ «Полисан»