В 2018 году в Петербурге случился небывалый ввод жилья. Но девелоперы осторожны, прогнозируя будущее. Кого не коснется возможный спад объемов застройки и почему будущих прорабов и инженеров собираются готовить к профессиональной жизни с детского сада — разбирался "ДП".
Горожане спят, а город растет — ввысь и вглубь. В последний месяц 2018–го в эксплуатацию ввели больше жилья, чем за предшествующие 11 месяцев. На конец 2018 года в Петербурге, по данным Института развития строительной отрасли, строилось 853 дома, в Ленинградской области — 881 объект.
Эксперты прогнозируют сохранение положительной динамики, но ненадолго. Так, заместитель генерального директора по управлению производством Группы ЦДС Венера Хадеева считает, что с учетом специфики строительного цикла фаза снижения производства наступит к 2021 году. При этом девелоперы — в поисках кадров, в профильных учебных заведениях говорят, что делают что могут и даже больше. Не поздно ли спохватились?
Обучим сами
Всегда будут редкие специалисты, спрос на которых велик, и привлекательные вакансии, количество соискателей на которые выше средних значений, констатируют в "ЮИТ Санкт–Петербург". "Уже сегодня рынок труда испытывает нехватку инженерно–технических специалистов. И в ближайшие 5 лет тенденция будет усиливаться. Нам необходимо вернуть престиж этим профессиям. Подрастающее поколение центениалов имеет очень смутное представление о том, чем занимается, к примеру, инженер или начальник строительного комплекса. Здесь есть над чем поработать", — полагает Венера Хадеева.
К тому же в строительство проникают новые технологии. "В городе, например, ведется работа по внедрению технологий информационного моделирования — так называемых ВIМ–технологий", — отмечает генеральный директор Объединения строителей Санкт–Петербурга Алексей Белоусов. Однако для эффективной работы любой продвинутой технологии нужен человек, который все настроит и приведет в действие.
Кто–то комбинирует варианты. "Используем и внутренний, и внешний рекрутинг как два дополняющих друг друга инструмента. Внутренний рекрутер лучше понимает ценности, миссию и корпоративную культуру компании. А внешний обладает уникальной базой, которую постоянно совершенствует: мониторит достижения кандидатов и актуализирует данные о результатах их деятельности", — отметили в ЦДС.
Кто–то за использование внутренних резервов. "Большое внимание уделяем внутреннему обучению и развитию, зачастую выбирая стратегию не "покупать на рынке", а готовить специалистов внутри", — говорит директор по персоналу компании "ЮИТ Санкт–Петербург" Ксения Битулина.
Шесть лет до прораба
"Мы стараемся реагировать на вызовы и тенденции. И если сейчас актуально внедрение BIM–технологий в строительстве, мы включаем эту дисциплину в учебный процесс. И пускай обученных пока не много, мы идем по нарастающей", — описывает ситуацию декан строительного факультета Санкт–Петербургского государственного архитектурно–строительного университета (ГАСУ) Александр Панин. По его информации, на сегодняшний день профиль "Промышленное и гражданское строительство" (ПГС) — одно из самых востребованных направлений в ГАСУ (абитуриентам потребуется набрать на выпускных экзаменах 226 баллов из 300). В ГАСУ уверены: студентам стоит учиться по крайней мере 6 лет. В этом случае есть шанс сразу после выпуска стать прорабом или начальником участка.
Куда, спросите, столько строителей? В петербургском Политехе (СПбПУ) уверены, что квалифицированные специалисты строительной сферы всегда будут востребованы на рынке. "Получив строительное образование, выпускник имеет возможности для трудоустройства не только в проектно–строительных организациях, но также и в организациях смежных отраслей", — уверяет заместитель завкафедрой "Строительство уникальных зданий и сооружений" СПбПУ Марина Петроченко.
А процент нужности узконаправленных специалистов — например, в сфере строительства и инспектирования мостов — вовсе зашкаливает. "Выпускники кафедры "Мосты" хорошо востребованы после окончания обучения. Их трудоустройство по специальности приближается к 98%. Причем в последние годы подавляющее большинство выпускников трудоустраивались в организации именно Петербурга", — приводит статистику декан факультета "Транспортное строительство" Петербургского университета путей сообщения Николай Бушуев.
Эксперты от строительства вообще уверены: чтобы молодежь знала, "чем занимаются прорабы", надо рассказывать об этом с малых лет. В 2014 году Объединение строителей Санкт–Петербурга запустило проект "Из школы — в профессию" (на сегодняшний день их шесть по городу). "В 2018 году процент выпускников, выбравших строительную профессию, составил более 80%. По мнению директоров школ, программу можно и нужно расширять: недостаточно заниматься профориентацией только в старших классах — начинать надо с детского сада и начальной школы", — говорит о проекте Алексей Белоусов.
Гибкие разнорабочие
По мнению представителей учебных заведений, самая верная профессиональная дорога для молодого специалиста–строителя — практика или подработка в строительной компании уже на 3–4–м курсе обучения. По словам работодателей, у таких студентов действительно нет проблем с устройством на работу после защиты диплома. Если нет мотивации, то и Гарвард не поможет сделать карьеру — эмоциональны некоторые работодатели.
В свою очередь, рекрутеры признаются: самые труднодоступные и сложные для поиска кадры — это не работники с профильным образованием среднего или высшего звена, а разнорабочие.
"Из 10 работодателей искать прораба или инженера будут лишь трое. Но найти "работягу" непросто: он должен совмещать в себе и гибкие навыки — ответственность в примитивном ее понимании, и "жесткие" — технические знания и умения. Причем гибкость воспитать в нем куда сложнее. Так и получается: либо человек хороший, но бесталанный, либо нечистый на руку — может взять аванс и больше не выходить на связь. Из 20 соискателей подойдет лишь один. Поэтому мы, как кадровое агентство, не хотим заниматься подбором такого персонала: слишком уж энергозатратно и невыгодно", — объясняет Наталья Ефремова, руководитель агентства HR Market.
Запрос на универсалов подтверждает и директор кадрового агентства "АРЕС" Сергей Лопаткин. "Раньше даже начинающих дотягивали и дообучали: главное, чтобы хоть что–то умели. Сейчас просто так никого на стройку уже не возьмут: нужны спецы–универсалы, которые потянут не одну вакансию, а сразу несколько", — уверен он.
Если говорить о зарплатах "главных людей на стройке", то, по данным портала Superjob, в среднем прораб получает от 60 тыс. до 115 тыс. рублей. Больше других участников строительства могут зарабатывать главные инженеры проектов — до 220 тыс., директора — до 450 тыс. рублей. Понятно, что за эти рабочие места держатся.