Мигранты уходят в Корею: как меняются миграционные потоки

 

В среднем по Петербургу и Ленинградской области день работы неквалифицированного трудового мигранта стоит 1200 рублей. Что касается затрат работодателя, который их привлекает, чаще всего это расходы одномоментного характера: оплата билета в Петербург, первого месяца проживания и питания, а также оформление документов. Но все это возвращается из зарплат 2–3 первых месяцев.
В Петербург в 2018 году прибыло меньше мигрантов из Средней Азии, чем в 2017–м. Но процент узбеков, таджиков и киргизов от общего числа приезжих очень высок. Впрочем, есть факторы снижения миграционных потоков в РФ: изменения условий "на местах исхода", изменения курса рубля относительно местных валют, завершение строек к ЧМ–2018 по футболу, а также конкуренция на мировом рынке труда. В тех странах, откуда традиционно шел приток мигрантов в Россию, в последние годы стали активно работать агентства по найму из Кореи и Казахстана. Однако не думаю, что это явление системное. Особенно изменятся показатели, если в России объявить амнистию для незадокументированных мигрантов.
Закон о штрафах за фиктивную постановку иностранцев на миграционный учет можно включить в один ряд с инициативами, которые направлены на улучшение контроля и учета мигрантов на принимающей территории. Однако эти правила в реальности часто не соблюдаются. Введение штрафов — лишь попытка заставить соблюдать уже существующие законы. Пример — увеличение штрафов для водителей как попытка заставить соблюдать правила ПДД. Можно ли с их помощью достичь цели создания этого закона? Вопрос дискуссионный.
Причин возможной неэффективности закона несколько. Система постановки на учет, предложенная государством, сложна, повышение штрафов не сделает ее проще. Серые схемы постановки на учет повсеместны. Кроме того, они являются "неформальными правилами" миграционного процесса в России. Большая часть мигрантов в той или иной степени находится в серой правовой зоне, что без объявления амнистии не позволит им выйти из нее и в вопросе регистрации. Повышение штрафов, с большой долей вероятности, увеличит лишь стоимость услуги фиктивной регистрации для работодателей.
Перечисляя сложности, с которыми сталкиваются неквалифицированные внешние трудовые мигранты, нужно помнить, что проблемы могут возникать при любых контактах с основными участниками миграционного процесса: работодателем и государством. Конкретных проблем огромное множество: от простой транслитерации названий и имен в официальных документах до невыплаты положенной заработной платы.
Павел Лисицын, кандидат социологических наук, доцент СПбГУ и СПбГЭУ