Автобусы строгого режима. Нелегалов вытеснят с рынка пассажирских автоперевозок

Автор фото: Михаил Тихонов

Правительство принимает дополнительные меры для вытеснения нелегалов с рынка пассажирских автоперевозок.

С 1 марта автобусные пассажирские перевозки подлежат обязательному лицензированию. Соответствующие поправки в федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" были внесены еще в прошлом году, а 27 февраля Дмитрий Медведев подписал постановление правительства об утверждении нового положения о лицензировании. Оно будет действовать до 1 января 2021 года.

Требования стали едиными

Деятельность по регулярным перевозкам пассажиров автотранспортом, вмещающим более восьми человек, подлежала лицензированию и раньше. Однако если перевозка осуществлялась по заказу, то лицензия не требовалась. Это создавало лазейку: транспортные компании имели возможность осуществлять регулярные перевозки под видом заказных и тем самым обходить установленные государством требования. Теперь же лицензия нужна для любого автобуса, в котором оборудовано более восьми мест. В список исключений вошли перевозки по дорогам необщего пользования и перевозки автобусами пожарной охраны, полиции, армии, скорой помощи и т. п.
В правительстве говорят, что главной целью нововведений стала необходимость вывода из серой зоны тех, кто ранее мог в уведомительном порядке осуществлять заказные перевозки. Лицензирование поможет составить список не просто транспортных компаний, но и парка подвижного состава, который им принадлежит. Автобусы "припишут" к конкретным юрлицам, и управление ими от имени другого предприятия будет приравнено к нарушению. А у заказчиков появится доступ к такому реестру, и на его основании они смогут выбрать надежного подрядчика. Это может оказаться важным, например, для директоров школ.
Лицензиат должен допускать к работе автобусы, прошедшие предрейсовый или предсменный контроль, с установленными в них контрольными устройствами регистрации режима труда и отдыха водителей — тахографами и аппаратурой ГЛОНАСС. Новый порядок предусматривает упрощенную форму получения лицензии (без дополнительных проверок) в отношении тех, кто уже имеет разрешение на перевозки.
Замглавы Ространснадзора Асланбек Ахохов заявил, что безопасность пассажира должна обеспечиваться на одинаковом уровне, вне зависимости от характера перевозки. "Мы убеждены, что единые требования повысят безопасность дорожного движения. Лицензионные требования жестче, и довести их до исполнения проще", — отметил Асланбек Ахохов.
По его словам, в Ространснадзоре в первую очередь документы ждут от тех, кто раньше занимался только заказными автобусными перевозками. Им выдадут лицензии в приоритетном порядке. Одновременно в ведомстве прорабатывается механизм, который позволит выдавать лицензию в считаные дни или даже в течение одного дня.
Лицензирование затронет и международных перевозчиков. Теперь они должны получать и допуск на маршруты за границу, и лицензию, дважды обращаясь в один и тот же орган. По словам директора департамента госполитики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса РФАлексея Бакирея, либерализации требований в этой сфере ждать не стоит, поскольку допуск и лицензия — принципиально разные документы. Так, действующее положение о допуске содержит условия, которые касаются специфики международных автоперевозок и не могут быть подведены под лицензирование, например требование финансовой устойчивости.

Проблемы в головах

Опрошенные "ДП" участники рынка автобусных перевозок отнеслись к законодательным нововведениям спокойно.
"Рынок нелегальных перевозок велик. Компании не платят налоги, нет осмотра транспортного средства перед выходом в рейс, — рассказывает заместитель гендиректора по управлению пассажирскими перевозками АО "Совавто — С. Петербург" Владимир Герман. — Нам за свою историю неоднократно приходилось забирать пассажиров с пунктов пропуска на границе вследствие ненадлежащего технического состояния транспортного средства нелегальных перевозчиков. У нас, несмотря на повышенный спрос в праздничные и выходные дни, один автобус всегда находится в резерве. Это правило действует с самого начала обслуживания регулярных рейсов в Финляндию".
"Новый порядок для компаний, занимающихся бизнесом легально, обременением не станет, — уверен технический директор одной из транспортных компаний Петербурга. — Наоборот, на рынке останутся перевозчики, которые занимаются не только зарабатыванием денег, но и думают об имидже. А вот нелегалы с рынка будут постепенно вытесняться. Если они не захотят вкладываться в установку тахографов, ГЛОНАСС, системы автоматического торможения, то будут вынуждены окончательно уйти в подполье — купят 8–местные автобусы и будут дальше возить людей. Лицензирование и легализация — не столько финансовая проблема для них, сколько ментальная".
Документ действительно необходим и выпущен вовремя. Получить лицензию ответственным автобусным перевозчикам будет легко. Трудности возникнут у тех, кто работал нелегально, становился причиной аварий на дорогах. На оформление документов перевозчикам отвели достаточное количество времени — до 29 июня. В течение этого времени они могут возить пассажиров по имеющимся документам и оформлять новые. Хочу обратить внимание владельцев автобусов со всей России на то, что сейчас появится много желающих заработать на оформлении лицензий. Не стоит «вестись» на такие специальные предложения. Необходимо лишь оплатить госпошлину в размере 7,5 тыс. рублей, сам процесс оформления лицензии несложный и не потребует дополнительных расходов.
Татьяна Ракулова
директор Объединения автопассажирских перевозчиков
Лицензирование позволит сделать рынок пассажирских перевозок более прозрачным и, как следствие, более безопасным и комфортным для пассажиров. Не секрет, что многие транспортные компании заключают договоры с медицинскими центрами на проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей, а по факту из всего осмотра — заранее поставленная роспись медработника. Очень часто так же обстоят дела и с проведением осмотра транспортного средства перед выходом в рейс — роспись и печать в путевом листе без обследования автобуса. Требования к медицинскому освидетельствованию водителей, осмотру транспортного средства перед выходом в рейс, необходимости качественного технического обслуживания и ремонта транспортного средства не являются прихотью. Они продиктованы статистикой ДТП с пострадавшими именно у нелегалов. Процесс лицензирования не займет много времени: для крупных компаний, у которых уже готов весь пакет документов, получение лицензии пройдет по упрощенной схеме.
Владимир Герман
заместитель генерального директора по управлению пассажирскими перевозками АО «Совавто — С. Петербург»