Наличка отступает. Новые каналы продаж билетов на электрички демонстрируют кратный рост

Автор фото: Интерпресс
Северо–Западная пригородная пассажирская компания (СЗППК) стремительно наращивает число продаваемых билетов на электропоезда по безналичному расчету.
Как рассказали "ДП" в компании, в январе–феврале с помощью банковских карт было продано более 1,6 млн проездных билетов (21% от общего их количества), что вдвое выше показателя за аналогичный период 2018–го. В прошлом году пассажиры приобрели по картам 8,1 млн билетов — в 2,5 раза больше, чем годом ранее (3,3 млн). На полигоне АО "СЗППК" действует 297 терминалов самообслуживания и 304 кассовых окна.
Пресс–секретарь Северо–Западной пригородной пассажирской компании Ольга Иванова отмечает, что развитие технологичных сервисов — один из приоритетов повышения качества пригородных пассажирских перевозок для компании.
По ее словам, расплатиться за проезд можно при помощи банковской карты, системы бесконтактных платежей PayPass, мобильных платежей. Обещают также в течение года обеспечить возможность оплаты банковской картой при приобретении проездных билетов в поезде у контролера–кассира.

Сберечь время и деньги

В конце 2017 года в пригородном железнодорожном сообщении начал работать единый электронный билет, оформленный на электронную карту "Подорожник". За год с небольшим с помощью "Подорожника" билеты были оплачены более 192 тыс. раз. В первый месяц запуска проездного документа в 2017 году пользователи оформляли в среднем 112 билетов в сутки, спустя год — 912, в некоторые дни января 2019–го это число доходило до 1,4 тыс. Как сообщили "ДП" в СЗППК, сейчас компанией прорабатывается вопрос запуска единого комбинированного билета на все виды транспорта в пределах 30–километровой зоны от головных вокзалов в границах Петербурга.
Сегмент мобильных приложений также способствует росту числа безналичных покупок билетов на электрички. В прошлом году с помощью приложения для смартфонов "Пригород" было продано более 1,4 млн билетов. По данным СЗППК, ежедневно с его помощью пассажиры покупают до 4 тыс. билетов, в праздничные дни — до 8 тыс. В феврале 8,1% всех разовых проездных документов пассажиры оформили через приложение, в отдельные дни эта доля достигала 9,9%. "Пригород" пользуется спросом в том числе и потому, что позволяет экономить на поездках: билеты из приложения продают со скидкой 5%.
В январе онлайн–покупки билетов СЗППК стали доступны и через приложение "РЖД–Пассажирам".

Эффект отложенного спроса

Эксперты объясняют взрыв интереса к новым каналам продаж в пригородном железнодорожном сообщении тем, что в Петербурге они были внедрены относительно недавно и сейчас мы имеем дело с так называемым эффектом отложенного спроса.
В Москве транспортная карта "Тройка" (аналог "Подорожника") была "интегрирована" в пригородные пассажирские перевозки еще в сентябре 2013 года.
По информации департамента транспорта и развития дорожно–транспортной инфраструктуры Москвы, с 2019 года единый проездной можно использовать для оплаты проезда на Московских кольцевых диаметрах.
Единым городским проездным пользуется более 90% жителей столицы, на сегодня выдано 24 млн карт "Тройка". На нынешние петербургские показатели безналичной оплаты (21% от всех транзакций в кассах и устройствах) Москва вышла еще в 2016 году, а в 2018–м уже 35% пользователей касс и билетных автоматов оплачивали проездные документы и абонементы картой.
В Финляндии наличные расчеты за общественный транспорт уже практически ушли в прошлое. Жители Хельсинки покупают единый электронный билет. Его преимущество — в интеграции поездок на автобусе, метро и трамвае. Он действует от 80 до 100 минут, в течение этого времени можно делать пересадки и не доплачивать за новые отрезки пути.
Что касается железной дороги, то в пригородном сообщении наличная оплата была прекращена еще в 2017 году. Осенью 2019–го планируется отмена наличного оборота и в поездах дальнего следования.