Как в России зарождался автобизнес

 

Последнее десятилетие прошлого века прошло под знаком дефицита. Любой автомобиль стоил достаточно дорого, а иномарки и вовсе могли себе позволить только новые русские. Автомобили выдавались по квотам, но в стране действовало множество схем, которые позволяли приобрести машину еще и по сниженной цене. Конечно, все это было непрозрачно с точки зрения закона, но использовалось практически повсеместно.
Осуществлялся реэкспорт автомобилей: через порт Петербурга, через Таллин по фиктивным контрактам на судах вывозились машины, они покидали территорию страны, а затем возвращались обратно, но уже без обложения НДС. Кроме того, автомобили приобретались со льготами, которые были доступны только для некоторых категорий граждан (моряки, герои афганской войны, служители РПЦ и другие). Таким образом, рынок был заполнен машинами, которые оказывались минимум на 20% дешевле наших закупочных цен. Условия их продажи с "площадок" были далеки от понятия "сервис" и зачастую сопровождались прямым обманом покупателя.
В 1990–е годы Тольятти, фактически автомобильная столица СССР, был похож на Клондайк во времена золотой лихорадки. Там концентрировалась автомобильная индустрия страны, и многие схемы находили свое применение именно там. Тогдашнее руководство АвтоВАЗа приняло решение создать региональные склады для последующей продажи, чтобы повлиять на обстановку и снизить зависимость от участников криминальных схем.
Первый склад в рамках такой системы появился как раз в Петербурге. Тогда это называлось Управлением региональных поставок, и через него шло около 90% автомобилей, которые в дальнейшем попадали жителям Северо–Запада. Несмотря на то что мы могли развиваться только внутри той системы, которую выстроил АвтоВАЗ, появление таких складов формально можно считать началом развития дилерского бизнеса в Петербурге.
Куда более существенно сфера продаж автомобилей начала меняться с появлением у нас иностранных компаний. В 1991 году начал работу петербургский дилер Ford — "ТДВ–Авто", который создавался нами совместно с предпринимателями из Антверпена. Фактически это был первый дилер, работавший напрямую с производителем, а не через других дилеров за рубежом. Примерно в те же годы мы создали центр ПЛТ — первый дилер Toyota, а также совместно с финским партнером открыли дилерство Peugeot. Уже позже, с 2003 года, начали сотрудничество с маркой КIА.
Работа в роли прямого импортера автомобилей усложнялась тем, что практически все проблемы новой действительности ложились на плечи отечественной компании. Например, мы самостоятельно занимались даже растаможкой автомобилей. Все это перешло на цивилизованный уровень после создания представительств поставщиков в России и перехода на рублевые условия поставок автомобилей в 1994–1995 годах. Конечно, чтобы получить дилерство, нужно было выполнять все требования как к состоянию здания и наличию шоурума, так и к технологиям продаж. Именно тогда бизнес стал более прозрачным, и дилеры получили возможность для дальнейшего развития.
Борис Рыдаев, председатель совета директоров ГК "Прагматика"