Проект Приморского порта перспективный, но объемы завышены

 

Идея создать конкурентоспособный комплекс по перевалке сухогрузов в порту Приморск давняя. После подписания ряда соглашений в ходе инвестиционного форума в Сочи появляется конкретика. И у проекта теперь есть зримые перспективы.
Дело в том, что сегодня мы наблюдаем дефицит балкерных мощностей, особенно по минеральным удобрениям. Сегодня в Балтийском морском бассейне России нет специализированного терминала по перевалке минудобрений. Некоторый их объем перегружался в контейнерах через "Юг–2" (Усть–Луга, "Смарт балк терминал"), но этого мало. По оценке аналитиков нашей медиагруппы, дефицит по минудобрениям в Балтийском бассейне России составляет около 8 млн т в год, по зерну и руде — совокупно около 5 млн т в год. Сейчас эти объемы идут через порты Прибалтики.
Что касается перевалки угля, то существующие мощности у "Ростерминалугля" и компании "Порт Высоцкий" на пределе. Во многом именно поэтому проект создания комплекса по перевалке балкерных грузов выглядит перспективным. Однако объем 70 млн т в год все же представляется завышенным.
В части контейнерных грузов замечу, что в Балтийском бассейне Российской Федерации, в отличие от балкерных, напротив, наблюдается профицит мощностей. По нашей оценке, это около 3 млн TEUs в год. Поэтому строить в Приморске более–менее крупный контейнерный терминал, наверное, нецелесообразно. В данный момент есть более конкурентные мощности и локации, например порт Бронка в Санкт–Петербурге, который имеет прямой выход ко всей транспортной инфраструктуре.
Если говорить о подходных путях к порту Приморск, то сейчас происходит завершение строительства железнодорожной ветки Лосево — Каменногорск. Также необходимо продолжать развивать участок железнодорожных путей Выборг — Приморск — Ермилово, работы в этой части уже ведутся.
Что касается разговоров о возможности появления в Ленинградской области в следующем году особой экономической портовой зоны, то ее параметры пока неясны. Так называемые особые условия вряд ли будут интересны самим стивидорам, поэтому ориентироваться в этой работе следует прежде всего на компании, готовые перерабатывать продукцию в припортовой зоне. Это позволит создавать портово–индустриальные зоны с синергетическим эффектом. Подобный опыт успешно применяется во многих крупных портах мира.
Виталий Чернов, главный редактор информационно–аналитического агентства "ПортНьюс"