Устойчивость в колыбели. Без Петербурга в организации фильтра трансграничных каналов не обойтись

Автор фото: Сергей Ермохин
Петербург может занять ключевое место при реализации резонансного закона об устойчивости российского сегмента интернета. Согласно документу, обеспечивать ее предполагается в первую очередь за счет жесткого контроля интернет–трафика, проходящего через трансграничные магистральные каналы. Значительная часть таких каналов проходит именно через наш город.
Петербург считают колыбелью сотовых революций. Именно здесь в 1991 году заработала первая в РФ сеть сотовой связи. А уже в 1993–м финская Sonera (ныне — TeliaSonera) запустила первую крупную трансграничную волоконно–оптическую магистраль Петербург — госграница с Финляндией. Спустя несколько лет скандинавы проложили волоконно–оптическую линию связи (ВОЛС) Петербург — Москва, соединив таким образом обе столицы трансграничной магистралью.
Близость к Северной Европе и странам Балтии позволила нашему городу стать своего рода телекоммуникационным окном в Старый Свет. Сейчас через Петербург проходят трансграничные магистральные каналы в Латвию, Эстонию, Финляндию, Норвегию.
Закон об устойчивости российского сегмента интернета подразумевает, по сути, фильтрацию интернет–трафика, проходящего через трансграничные магистральные каналы. Иными словами, в РФ потребуется организовать фильтр, через который будет прокачиваться трансграничный интернет–трафик.
Логично было бы разместить такой фильтр в Петербурге — городе, где сосредоточено множество трансграничных магистральных каналов.
На строительство фильтра — крупного центра обработки данных — потребуется не менее 2 лет и несколько миллиардов рублей. Однако для тотального контроля трансграничного интернет–трафика, очевидно, необходимо будет взять под управление все магистральные каналы, пересекающие границу. Пока неясно, как государственные мужи собираются решить эту задачу.
Просто так национализировать действующие трансграничные ВОЛС вряд ли получится: там есть магистрали как небольших, так и крупных зарубежных операторов.
Кроме того, существуют так называемые серые каналы, не учтенные профильными ведомствами. Это значит, что для реализации закона об устойчивости российского сегмента интернета, скорее всего, потребуется строительство новых магистральных ВОЛС — прежде всего от Петербурга до госграниц с Финляндией, Латвией, Эстонией, а также магистрали Петербург — Москва. Такая стройка займет годы.
Таким образом, на реализацию закона об устойчивости российского сегмента интернета может уйти как минимум 5–7 лет (если проект не превратится в потемкинскую деревню). Но вряд ли полноценное воплощение этого закона обойдется без деятельного участия Петербурга.