Клубные поселки предполагают не только одинаковый социальный статус и достаток будущих жильцов, но и общие интересы. Чуждых им здесь не примут. А чтобы понять, правильный ли человек хочет купить дом, воспользуются фейсконтролем.
Неподалеку от Петербурга сегодня реализуется около полутора десятков клубных коттеджных поселков. "Понятие "клубный" наиболее всего подходит для проектов высокого ценового класса, то есть элитных, — отмечает руководитель консалтингового центра "Петербургская недвижимость" Ольга Трошева. — "Клубный" — значит небольшой, закрытый, хорошо охраняемый поселок, с однородной социальной средой, где живут люди одинакового достатка и статуса".
По большей части клубные поселки расположены в Курортном, Всеволожском, Выборгском и Приозерском районах, в зоне с хорошей транспортной доступностью и видами на лес или озеро.
"У клубных коттеджных поселков, как правило, исключительные локации, — говорит директор департамента жилой недвижимости Colliers International в Санкт–Петербурге Елизавета Конвей. — Только они могут обеспечить этим проектам экономическую целесообразность. Наиболее активно этот сегмент развивается в Курортном и Выборгском районах, поскольку там есть вся сопутствующая инфраструктура".
Но и к северу от Петербурга, несмотря на скромные объемы, клубные проекты реализуются медленно. По данным КЦ "Петербургская недвижимость", в зависимости от уровня цен средний темп сделок в таких коттеджных поселках составляет от одной до трех в полгода. Некоторые клубные проекты реализуются уже более 5 лет.
По мнению руководителя отдела исследований Knight Frank St Petersburg Светланы Московченко, в Петербурге и области к клубным можно отнести большую часть загородных проектов класса А. "Клубными мы считаем поселки, в которых не больше 20 домовладений, — говорит Светлана Московченко. — Они объединены единым пространством и архитектурным решением. Остальные параметры — удаленность, социальная инфраструктура, площади домов и участков, материалы строительства — к клубности прямого отношения не имеют. Но влияют на класс поселка".
Общий интерес
Наиболее дорогие коттеджи сегодня продаются в зеленогорском Terijoki Clab, где за один из девяти домов просят от 119 млн до 182 млн рублей. Дороже только в "Сестрорецких дачах". Дач этих всего 10, и каждая стоит от 120 млн до 350 млн рублей. Впрочем, клубные поселки есть не только в премиум–сегменте. Взять, к примеру, "Солнечный орнамент" в Сосново. Домов здесь, правда, 25. Но все — в едином стиле, расположены в 83 км от центра Петербурга, а стоят — от 10 млн до 19,5 млн рублей. Примерно такие же цены в Lake Villa, что в Агалатово, где всего девять домов. Относительно невысокая стоимость покупки не должна вводить в заблуждение относительно цен эксплуатации. По данным "Петербургской недвижимости", стоимость обслуживания управляющей компании в таких проектах составляет от 10 тыс. до 50 тыс. рублей в месяц.
Неплохо, если проект клубного поселка разработан современной архитектурной мастерской, подготовившей индивидуальное решение для каждого дома, а коттеджи выстроены в едином стиле. Однако важнее, чтобы в поселке были центральные инженерные коммуникации, объекты инфраструктуры, а также профессиональная и надежная система безопасности. Эксплуатировать такой объект должна опытная управляющая компания.
Самое главное — правильный подбор жильцов, имеющих общие интересы. Поэтому при покупке дома возможен фейсконтроль, определяющий, впишется ли покупатель в круг своих соседей. "Основа клубного поселка, как и любого клуба, — объединение людей на основе общих интересов, — говорит Ольга Трошева. — Обеспеченных людей со схожими увлечениями и стилем жизни много быть не может. Поэтому и количество домовладений в клубных поселках небольшое".
Клубность повышает статус
Хотя сегодня определение "клубный" можно встретить не только у элитных поселков с ограниченным количеством объектов, но и в более крупных проектах — от 50 объектов и больше. Например, клубным назван поселок "ИЗУМROOD", в котором более 100 домовладений.
"Использование прилагательного "клубный" — маркетинговый ход, повышающий статус, — говорит Ольга Трошева. — Но не всегда поселок, который так называют, в полной мере подходит под это определение".
Бывает и наоборот, когда домовладений в поселке больше допустимой нормы, но по другим критериям он вписывается в формат идеально. Например, поселок "Ламбери" для клубного слишком крупный — в нем 50 домов. Однако остальные параметры проекта — концепция, архитектура т. д. — отвечают требованиям формата. "В этом поселке уже построена и ведет набор школа на 200 мест и детский сад, — говорит Ольга Трошева. — В этом поселке построено здание под спортивный комплекс. Думаю, инфраструктура поселка будет интересна жителям ближайших соседних поселков".
Один из недостатков клубных поселков — отсутствие социальной инфраструктуры. Из–за нерентабельности ее объекты предусмотрены в единичных подобных проектах. Что приводит к специфичной эксплуатации. "Дома в клубных коттеджных поселках нередко становятся объектами инвестиций либо используются для проживания в выходные дни, — говорит Елизавета Конвей. — Реже — для постоянного проживания. Причем обычно семьями без школьников, теми, у кого нет необходимости часто находиться в городе. Семьи с маленькими детьми, которым необходимы различные развивающие кружки и группы, как раз комфортно могут проживать за городом. Школьников же необходимо каждый день водить в школу, а инфраструктуры здесь такой крайне мало".