Судьба резидентов. Как получить доступ к инвесторам, и чем помогут технопарки

Автор фото: Сергей Николаев

Развитие научной технологии — тяжелая задача, а вывод стартапа на рынок еще сложнее. Разработчикам приходится включать любознательность и soft skills на полную мощность.

В Петербурге действует 16 технопарков, готовых принять разработки "еще горячими", чтобы вывести продукт в свет и самим немного подзаработать. Можно ли получить доступ к инвесторам за несколько тысяч рублей, чем коммерческие технопарки отличаются от некоммерческих и куда идти, если молодая компания еще не выбрала площадку для продвижения.

Разобраться без брокера

Есть спрос — есть предложение. Например, мусорную проблематику и задачи, которые ставит федеральная власть, стремятся оседлать различного рода рационализаторы. В их числе оказался и коллектив компании "Бэта ЗЭТ", инженеры которой переехали в Петербург с Украины для поиска инвесторов. Они утверждают, что разработали новый способ экологической утилизации отходов, благодаря которой можно избавиться и от несортированного бытового мусора, и от промышленных отходов.
По словам директора компании Алексея Ильина, небольшие комплексы малой и средней мощности можно строить повсеместно на территории угольных ТЭЦ, а начальная цена станции — 400 млн рублей (заявленный срок окупаемости — до 7 лет).
Чтобы продвигать технологию в России, компания выбрала площадкой "Сколково" — описание проекта положительно оценили в Москве, компания стала резидентом. Помимо того, Алексей Ильин искал площадки для развития проекта в Петербурге и оказался в некотором замешательстве при первом знакомстве с предложениями технопарков. "В процессе обсуждения условий мы столкнулись с очень дорогостоящими предложениями, денег на которые у стартапа по определению нет", — добавил Ильин.
Неофиту немудрено запутаться: нередко на сайтах таких организаций подробно изложена информация о льготных программах по аренде помещений, в то же время весьма размыто описана "богатая инфраструктура", за которой и идут в первую очередь компании. На стороннюю помощь, в отличие от западной практики, рассчитывать особенно не приходится, сетуют эксперты.
"В России не так хорошо развита профессия техноброкера — представителя, который бы направлял компании на нужную площадку. У каждой есть свои недостатки и преимущества", — отметили представители АО "Технопарк Санкт–Петербурга" и посоветовали комбинировать услуги нескольких технопарков.

Не все предложения одинаково полезны

Из 16 петербургских технопарков девять открыты бизнес–структурами. Частники в основном готовы помогать развиваться компаниям, работающим в сфере машиностроения, оптики и энергетики. Технопарки, открытые при технических университетах, взяли основным направлением такие сферы, как IT, нанотехнологии, медицина, транспорт.
Как отмечают резиденты некоммерческих (созданных по инициативе властей) технопарков, цены на услуги на таких площадках (помощь в маркетинге, бухгалтерском сопровождении, патентовании) не сильно отличаются от средних по рынку. Но учредители оценивают их эффективность в том числе по количеству проведенных мероприятий, поэтому резиденты могут получить пользу и от этого. "Ингрия", например, приглашает не только инвесторов, но и потенциальных партнеров. За последнее время мы презентовали свои наработки предпринимателям и экспертам из Китая, Литвы, Японии и Бельгии", — рассказала представитель Sarafan Technology Inc Надежда Анисимова.
С тем, что в этом бизнес–инкубаторе хорошо развит нетворкинг, соглашается и руководитель компании "АГР Софтвер" Ростислав Билик, добавляя, что заочное резидентство обходится им в 2,5 тыс. рублей в месяц.
Понятно, что частные технопарки — коммерческие структуры, направленные на получение выручки от обслуживания резидентов. "Вам могут предложить за 200–300 тыс. рублей организовать встречи с представителями 10–15 крупных компаний, которые не заинтересованы общаться со стартапами. Или нам предлагали, к примеру, воспользоваться очень дорогими услугами патентного управляющего, но мы сами смогли найти предложение в 2 раза дешевле", — посетовали в "АГР Софтвер". Не везде происходит именно так, но надо внимательно оценивать поступающие предложения, говорят опытные охотники за инвестициями.

Комбинирование для экономии

В Петербурге складывается практика оформления резидентства на нескольких площадках. Таким образом компании пытаются ухватить все самые выгодные услуги и сэкономить.
Являясь заочным резидентом петербургского бизнес–инкубатора, основной площадкой "АГР Софтвер" выбрал "Сколково". Так компании, по словам ее руководства, удается экономить до 600 тыс. рублей ежегодно на участии в специализированных конференциях ("Сколково" компенсирует 75% затрат. Цена резидентства для компании составляет 11 тыс. в месяц).
"Сколково" часто организует тематические мероприятия, вывозит проекты за рубеж. В этом году мы посетили TEСH Week в Лондоне, VivaTechnology во Франции и AI World Summit в Амстердаме, где нашли как новых клиентов, так и партнеров", — рассказала Надежда Анисимова.
В Москве уже несколько лет резиденты технопарков получают льготы по налогу на прибыль, земельному налогу и налогу на имущество.
Петербургские компании, зарегистрированные в Москве, — нулевую ставку по НДС и налогу на имущество, НДФЛ в размере 14% вместо 27%.
Однако, развиваясь в Петербурге, местные компании заинтересованы в поиске инвесторов и партнеров в своем городе, поэтому оформляют заочное резидентство на местных площадках, чтобы быть в курсе бизнес–процессов. Именно такая гибкая модель продвижения дает максимальное преимущество.
В 2018 году была утверждена новая редакция закона о промышленной политике Петербурга, уточнено понятие технологического парка. Это может стать хорошим стартом для разработки комплексного регионального механизма развития высокотехнологичных отраслей. Если изучить опыт Москвы, то налоговая нагрузка предприятий–резидентов и инвесторов в технопарках в ряде случаев снижается до 25% по сравнению с обычным уровнем. Предприятиям выгодно развиваться в таком формате, а для властей эффект такой политики выражается в создании новых рабочих мест, формировании культуры технологического предпринимательства. Мы можем прогнозировать, что количество технопарков в Петербурге будет расти. К концу 2018 года в Москве действовало уже 40 технопарков, имеющих официальный статус.
Дмитрий Кленов
руководитель управления маркетинга АО "Технопарк Санкт–Петербурга"
За последние несколько лет технопарк "Ленполиграфмаш" стал оператором фонда "Сколково", площадкой Агентства стратегических инициатив "Точка кипения — Санкт–Петербург" и представительством Фонда содействия инновациям в Санкт–Петербурге, что позволяет компаниям, включенным в экосистему, получать доступ ко всем существующим федеральным мерам поддержки, но с некоторыми ограничениями в части налоговых льгот.
Кирилл Соловейчик
генеральный директор холдинга "Ленполиграфмаш"