Бум электронных полисов страхования. В 2019 году рынок может достичь 9 млрд рублей

 

Рынок электронного страхования в прошлом году показал двукратный рост — до 6 млрд рублей, в 2019–м прогнозируемые темпы роста пусть и снизятся (в 1,5 раза), но достигнут впечатляющих 9 млрд рублей. И это данные без учета рынка е–ОСАГО, а на нем рост еще более грандиозный. По статистике Российского союза автостраховщиков, доля электронных полисов ОСАГО впервые составила 50%, что при прогнозном уровне премий по итогам 2018 года составляет 100–110 млрд рублей. Но, если сравнить собранные через электронные полисы 6 млрд рублей с общим объемом рынка страхования в России — 1,2 трлн рублей, — нам есть куда расти.
Страховые компании активно уходят от использования номерных бланков для печати. Все популярные виды страхования (каско, ОСАГО, полисы выезжающих за рубеж) давно можно оформить и оплатить в электронном виде. Отказ от печатных бланков заметно сокращает затраты на оплату труда персонала и логистику. Еще одним преимуществом становится телематическая аналитика в сегменте каско, помогающая потребителю платить меньше, а страхователю — собирать премий больше. Любой страховщик под предлогом выгоды для клиента заинтересован в развитии электронного рынка.
Не отстают и государственные сервисы: страховые агенты и агрегаторы договариваются о внедрении своих ссылок в оболочки порталов госуслуг или сервисов ЖКХ. Населению удобно: одновременно с оформлением услуг или внесением квартплаты можно приобрести страховые продукты. Избранный подход создателей госсервисов к отдельным страховым компаниям пусть и выглядит немного странным с точки зрения конкуренции, но и он помогает проникновению электронного страхования в повседневную жизнь и формированию культуры защиты рисков.
Казалось бы, в тенденции развития электронного страхования рынок посреднических услуг — страховых агентов — должен показывать отрицательную динамику роста. Люди из дома напрямую выбирают конкретный страховой продукт, минуя посещение офисов страховщиков или страховых посредников. Но страховое посредничество, наоборот, с развитием электронной коммерции получило второй шанс на жизнь. Страховые компании, которые идут по пути сокращения сети офисов продаж, столкнулись с падением объема продаж. Ни один сайт не поможет продать расширенную услугу, не сможет донести до покупателя необходимость страховой защиты или доходчиво разъяснить иные виды страхования дополнительно к тому, за которым постучался клиент.
Частота обращений к страховым агентам растет: люди теряются в многообразии типов страхования и принципов тарификации услуг. Из–за возросшей конкуренции ассортимент продуктов внутри одного вида страхования значительно расширился, и неспециалисту самостоятельно разобраться сложно, от каких составляющих пакета можно отказаться (и сэкономить), а от каких, наоборот, не нужно.
Стираются и границы страхователей: агенты дистанционно начинают работать с компаниями из удаленных регионов, которые могут предлагать привлекательные тарифы, пытаясь закрепиться на рынке Петербурга с его потенциалом. Поэтому электронные полисы облегчают и ускоряют работу всех участников рынка страхования.
Алексей Краснощеков, директор по развитию группы компаний "МАРТ"