"Идите на **р, а я еще спою". БГ и "Аквариум" открыли концертный год в "Космонавте"

Автор фото: Евгений Егоров
Мантры на разогреве, изображение Шри Сарасвами на фоне космоса (так зовут индуистскую богиню мудрости и искусства) и публика от мала до велика, которая приходит сильно раньше официального старта. Без непременных ритуалов на концерте Бориса Гребенщикова и "Аквариума" не обошлось и на сей раз — в клубе "Космонавт".

Опытный пират

Гребенщиков вышел на сцену в пиратской бандане и черной рубашке с тремя нашивками в виде черепа и костей. Они отлично контрастировали с красным гитарным ремнем, украшенным желтыми солнцами. Пиратская метка красовалась также на пиджаке бессменного скрипача группы Андрея Суротдинова и юного клавишника Константина Туманова, который, впрочем, отлично чувствовал себя в компании великих и ужасных.
"На свете нет ничего, кроме музыки регги", — запел Гребенщиков. Концерт начался с заглавной песни альбома Zoom Zoom Zoom — семнадцатого альбома группы, вышедшего в 2005 году. "С этой песни началась моя любовь к "Аквариуму", — мечтательно пробормотала своему ухажеру девушка рядом. Он одобрительно кивнул. Уже с пятого такта пол "Космонавта" начал ощутимо вибрировать: то пустились в пляс зрители. Нотку мрачности к фону всеобщего веселья весь вечер добавляла темная фигура перкуссиониста в конце сцены. В большом черном капюшоне, скрывающем лицо, он смотрелся стильным дементором. Это младший Гребенщиков, Глеб, решил не отсвечивать на фоне Гребенщикова–главного.
Концертная программа "Песни и танцы Гипербореи", в которой многие усмотрели прямую отсылку к альбому "Гиперборея" 1997 года, была богата на старые и новые хиты. Впрочем, как и следовало ожидать, ни одной песни из этого альбома группа так и не сыграла: БГ — известный шутник.
Затем прозвучали "Пришел пить воду" с альбома "Соль", "Паленое виски и толченый мел" с сингла 2015 года, "Желтая луна" (USB) — в первом отделении Гребенщиков без остановки спел 17 песен. "Видит бог, у нас один и тот же разъем", — спел музыкант в "Луне" — зал блаженно улыбнулся и продолжил хлопать. Гребенщиков водрузил гитару на плечи и так, спиной к зрителям, сыграл большую часть песни. Вступление к следующей композиции "Цветы Йошивары" фанаты разгадали с первых нот, за что были награждены потрясающим трио скрипки, флейты и банджо.
Впрочем, лирическое настроение мгновенно дезавуировал саксофон Игоря Тимофеева в "Бой–бабе" (трек 2018 года). Под "Красную реку" с альбома "Архангельск" сцена окрасилась в зловеще–кровавый свет, к тому же звуковик заметно добавил группе громкости. Это было очень эпично. Не менее шикарно смотрелось исполнение "Аделаиды", которую зал спел хором от начала до конца, а потом долго и радостно хлопал.
"Спасибо, любимые", — прокомментировал музыкант.
Посреди концерта Борис Гребенщиков сделал перерыв. "Нам сказали, что вы не можете без водопоя", — объяснил Гребенщиков. Уставшим он не выглядел, хотя некоторые слушатели отметили, что большую часть первого отделения он отыграл сидя.
"БГ, будь здоров!" — несколько раз за концерт крикнули из зала.
"Спасибо", — невозмутимо ответствовал музыкант.
Уходя на перерыв, "Аквариум" сыграл лиричную "День в доме дождя", танцевальную "Послезавтра я опять буду здесь" и хулиганскую "Мы долго ждали и дождались изумрудно–ясных дней", где, в частности, есть слова "Идите на **р, а я еще спою". Конечно, споет: только в феврале у "Аквариума" запланировано девять концертов.

Морковка водке не помеха

"Мы долго ждали и дождались", к слову, — новое творение "Аквариума", которое музыканты, однако, уже успели сыграть, например, 14 января в Гоа. Песня самая что ни на есть свеженькая — выпуска 2019 года, Гребенщиков исполнил ее в Петербурге впервые.
"Все, водопой", — объявил Гребенщиков и ушел на 15–минутный перерыв.
К бару никто не пошел: наоборот, в зале стало ощутимо плотнее.
"Спасибо, что вы все еще здесь", — пошутил БГ после антракта и затянул "Кострому". "Я, наверное, везучий, раз до сих пор живой". Из зала снова пожелали БГ здоровья и принялись отплясывать под звук большого белого гонга. Отдельные граждане даже улюлюкали, как индейцы. Когда со сцены внезапно унесли длиннющую деревянную трубку, зал снова присвистнул. "А на этом уже играли, да?" — громко спросили в толпе.
Исполняя "Небо цвета дождя", Гребенщиков наконец–то поднялся со стула и, подойдя к краю сцены, заметил: "Что–то вы тихие стали". "Это потому что мы любим тебя", — отозвался зал. Под "Молитву и пост" Гребенщиков уже и вовсе разошелся, наклонился к толпе и чуть–чуть не показал ей язык. Жару поддали барабаны: этот концерт с "Аквариумом" отыграл Алексей Мещеряков, ударник группы "Сплин" (вокалист, Александр Васильев, тоже присутствовал в "Космонавте"). В ответ на отжиг на сцену прислали розы, которыми 65–летний музыкант сразу же постучал себя по голове.
Хором спели "Стучаться в двери травы", "2–12–85–06", "Сидя на красивом холме" и "Стаканы". Строчку "Все говорят, что пить нельзя, а я говорю, что буду" самозабвенно орал весь зал, в том числе девушка, которая до этого долго жевала нарезанную кружочками морковку. БГ заметно повеселел. Затем были "Партизаны полной луны" и "Поколение дворников". "Они не пишут статей, они не ведут Instagram", — спел музыкант. Инновацию в тексте публика оценила и довольно засмеялась. "Поздравляю с началом нового сезона", — резюмировал Борис Гребенщиков.
На бис "Аквариум" выдал "Растаманы из глубинки" и "День радости", исполнив, таким образом, за один вечер 30 песен. Веселый, зажигательный концерт закончился фразой из Священного Писания. Строчку "Бог есть свет, и в нем нет никакой тьмы" тихо–тихо несколько раз за БГ повторил в экстазе весь зал.