Сам за себя. Петр Дьяков в Namegallery

 

Образностью своей, открытой к большим идеям, cкульптуры Петра Дьякова похожи на произведения Альберто Джакометти. С легкой руки Жана–Поля Сартра Джакометти прослыл экзистенциалистом. Андре Бретону было лестно считать Джакометти сюрреалистом. Из тех, кто хотел проиллюстрировать скульптурами Джакометти свои идеи, чуть было не выстроилась очередь. Работы Дьякова тоже ускользают от абстрактных интерпретаций. Он идет от касания как ключевого опыта в работе скульптора, рассказывая в своих произведениях об их рукотворности и о метаморфозах, которые они переживают в ходе создания. А именно — о двух типах метаморфоз.
В первом случае скульптор жонглирует всячиной из лавки "Все по 36 руб.". За отправную точку берутся "харАктерные головы" Франца Ксавера Мессершмидта — австрийского скульптора XVIII века. Он вошел в историю именно этой серией, хотя она была сделана под занавес карьеры и сопутствовала его увольнению из Венской академии художеств. Аффектированная мимика, искаженные в гримасах лица воспроизведены Петром Дьяковым точь–в–точь и инкрустированы барахлом: коробочкой из–под духов, упаковкой леденцов и прочими маленькими радостями героев и жертв общества потребления. Модный сюжет из истории искусств выставлен на посмешище. Касание здесь — безалаберная издевательская шутка. Петр Дьяков сводит счеты с академической школой, которая дала ему ремесло, но утаила радость творческой свободы.
Из первой возникает метаморфоза номер два — разработанный скульптором новый пластический язык. Когда–то Эмиль Антуан Бурдель рассказал на поверхности скульптуры об опыте касания материала, превратив ее в эффектный экспрессионистский дневник. Петр Дьяков ведет свой рассказ, тщательно документируя следы собственного присутствия, — он запечатлевает свои пальцы. Форма рождается из сочленения указательного и среднего, из сведенной вместе пятерни, из большого пальца правой руки, сомкнувшегося с безымянным левой. Перед нами скульптура, не стирающая ни одного касания своего создателя, рассказывающая в подробностях о всех слагаемых работы, пластический язык, говорящий сам за себя.
Станислав Савицкий, арт–критик