Аренда малых площадей в проходных пространствах торговых комплексов незаметно выросла в полноценный специфический рынок.
Торговые "острова" становятся все более популярны среди небольших арендаторов торговых центров. Главный плюс — хорошая проходимость при низких капитальных затратах. Операторам торгово–развлекательных комплексов тоже выгодно сдавать "углы" и "пятна" — даже ранее не используемые площади пешеходных галерей начинают приносить прибыль.
Чаще всего торговые "островки" размещают в коридорах или угловой зоне торгового комплекса, рядом с колоннами, лестницами и эскалаторами. Размер таких объектов, как правило, варьируется от 5 до 10 м2. Скромные площади арендуют как под отдельные, так и под стоящие у стены в виде буквы "П" или в углу помещения прилавки.
Новые коробейники
По данным исследования Colliers International, лидеры островного формата представлены в следующих сегментах: предметы одежды и аксессуары, кондитерские изделия, ювелирные украшения, бижутерия. Далее за лидерской тройкой идут пункты аттракционов, косметика и парфюмерия. На "островах" также часто можно купить подарки и их упаковку, кофе, оформить услуги, сотовую связь.
По словам участников рынка, формат "островков" выгоден всем его участникам. "Как правило, договоры аренды на "острова" заключаются на краткосрочный период, что, несомненно, удобно для ретейлера: при сравнительно небольших инвестициях в оборудование торгового места арендатор получает возможность сопоставить реальные объемы продаж с прогнозными и в случае низкого товарооборота безболезненно выйти из проекта без штрафных санкций и потерь. Оборудование может использоваться арендатором на другом объекте", — рассуждает Екатерина Аридова, исполнительный директор департамента управления недвижимостью Colliers International. "Такой формат торговли, как "остров", сегодня очень востребован у арендаторов. Он имеет ряд преимуществ: "острова" располагаются в проходных местах, товар находится на виду у посетителей, а покупка, как правило, происходит здесь и сейчас", — говорит Алена Мариничева, директор департамента рекламы УК "Адамант".
Для оператора торгового центра выгода также очевидна — он дорого сдает ранее не задействованные квадратные метры.
Безопасная спонтанность
При этом, по оценкам экспертов, товарооборот одного и того же арендатора в полноценном помещении или в островном формате в целом сопоставим. Однако островные ретейлеры, безусловно, могут рассчитывать на более высокий по сравнению с классическими встроенными площадями спонтанный, импульсный спрос. Это в основном касается недорогих приобретений стоимостью 500–1000 рублей. Среди недостатков обычно называют нехватку места для складирования, ограниченные возможности для демонстрации товара, жесткие требования к размерам и формам витрин.
Но при этом нет проблем с безопасностью — так во всяком случае утверждают управляющие торговыми центрами. "Если говорить о пожарной безопасности, с "островами" ситуация несколько проще, поскольку нет необходимости в случае чрезвычайной ситуации эвакуировать покупателей из отдельного магазина с одним входом / выходом. Отмечу, что с точки зрения как пожарной безопасности, так и комфорта посетителей торговых комплексов ширина прохода от края "острова" до стены либо колонны должна составлять не менее 2,5 м. Таким образом, мы задействуем дополнительное пространство под торговлю или услуги, с одной стороны, не мешая покупателям комплекса — с другой", — уверена Алена Мариничева.
Ставки навынос
Ставка аренды "островка" не всегда напрямую зависит от его метража, зачастую каждое конкретное место имеет свою стоимость. В качественных крупных торгово–развлекательных комплексах аренда места на первом этаже составляет 100–150 тыс. рублей в месяц и выше. Как правило, на 2–3–м этажах стоимость составляет 50–80 тыс. руб./мес. "Ставки аренды на "островки" из расчета за квадратный метр обычно превышают ставки на классические помещения в 3–3,5 раза. Это обусловлено тем, что арендатор не вкладывает деньги в отделку помещений и устройство коммуникаций. Как правило, многие арендодатели готовы включать в арендный платеж и коммунальные услуги, которые для большинства "островов" состоят только из оплаты электроэнергии", — говорит Екатерина Аридова.
Как говорят участники рынка, основная проблема с "островками" в том, что такие зоны в большинстве комплексов не были изначально запроектированы. Они спонтанно возникли вслед за спросом со стороны небольших арендаторов. А значит, наблюдаются "ошибки молодости" — неправильная локация, перегруженность одной и той же категории товаров. Обитатели "островков" начинают конкурировать между собой, снижая друг другу показатели доходности.
В целом эксперты говорят, что в ближайшем будущем тема торговых "островков" будет развиваться, в частности, при реконцепции действующих ТРК.