Личинка предпринимателя. Как найти дело своей жизни и сделать мир лучше

Автор фото: Издательство "Манн, Иванов и Фербер"

"Охотник за идеями" Семена Кибало.

Организация собственного дела в России — тернистый путь. Выпускник премии "Молодой миллионер" от "ДП", владелец бренда UniFashion Семен Кибало показывает, через какие тернии шел к своим звездам. Он стал миллионером в 23 года. Родился на Сахалине, учился в петербургском Политехе, жил в общаге, мечтал о карьере программиста. Понял, что IT не для него. Далее школа жизни в "Орифлейме", служба менеджером по продаже валков для металлопрокатных станков и разочарование в офисной работе.
"О собственном деле подумывал еще в университете. Как и у многих, был арсенал отговорок: клевые идеи уже разобраны, нет стартового капитала и гарантий, что получится", — признается Семен. Все изменилось в мае 2011–го, когда скучающий по студенческой жизни офисный планктон по имени Семен не смог заказать в интернете толстовку с логотипом родного Политеха. Так родилась компания, которая уже через 1,5 года вышла на оборот 10 млн рублей. Она дала миллионам студентов возможность ходить в красивых толстовках с логотипом своих альма–матер.
Семен не только рассказывает о том, что предпринял, чтобы сделать первый продукт, рекламу, продажу. Но и раскрывает ход мыслей, превращающий вчерашнего студента в личинку предпринимателя, а затем и в бизнесмена.
"Получил первые 19,5 тыс. рублей. Заслужил ли я эти деньги? Нет, правда, что сделал–то? Пообщался в соцсети пару недель. Придумал простенький дизайн. Перевез толстовки из одного места в другое. Весь процесс занял 3–4 часа".
Залезть в голову человеку, который на наших глазах расстается со стереотипами "ты должен", "тебе нужна стабильная работа" и пронаблюдать весь процесс сбрасывания оков — бесценно. Семен рассказывает, как — уже осознанно — искал идеи для последующих бизнесов. Посыл книги прост: дерзайте. Сейчас лучшее время для старта. А идеи можно найти — так, так и так.
За что ценим деловую литературу? За четкие формулировки, примеры и вдохновение. Семен признается: "Старался, чтобы после прочтения каждой главы читателя заинтересовала хотя бы одна идея". Он любит раскладывать по полочкам все, что знает. Особенно хороши размышления, зачем учить английский и чем полезны путешествия. Естественно, в структурированных пунктах. Пара таких страниц стоит семи советов по маркетингу, 10 "лайфхаков", как собрать деньги краундфандингом, и 21 бизнес–идеи, которой Семен делится с читателями. А уж главу о том, почему важно получить высшее образование, даже если сделан неправильный выбор, стоит вкладывать в дневник каждого 11–классника.
Семен учит поддерживать хорошие отношения со всеми, кто может быть полезен (успех = люди, которых встретите, плюс то, что сделаете вместе). Думать о выгоде другой стороны, помнить, что большая прибыль складывается из маленьких частей. Подсказывает, как определить "первый" ты или "второй" для своей компании (одни любят принимать стратегические решения и проводят основную часть времени, собирая информацию о рынке, клиентах и конкурентах, другие обожают заниматься обеспечением эффективности и предпочитают ясные цели туманным большим). Это поможет найти партнера. Делится открытиями, сделанными за 8 лет предпринимательства. По косточкам разбирает правила финансовой стабильности. Рассказывает, что нужно сделать, чтобы запустить удачный блог. Семен ведет блог ideazhunter.ru, по мотивам которого и написана книга.
Весомую часть занимает тщательное описание бизнес–идей, которые предприниматель привез из путешествий. Под каждой есть плюсы и минусы, способы реализации, основные трудности, расчет начальных затрат и потенциальной прибыли. Вот некоторые идеи: морковь как снеки, копии ключа онлайн, магазин тапок. Рассуждая о шагах, которые нужно сделать, чтобы найти свое дело и устроить так, чтобы оно приносило доход, Семен делает небольшое отступление и говорит о том, о чем мало кто говорит в бизнес–среде. А именно о синдроме "парусников" и "катеров" и их влиянии на личную жизнь предпринимателей. А глава "Почему молодым и умным сложно найти любовь" явно заслуживает продолжения.
Эта книга вряд ли пригодится тем, кто уже создал бизнес. А вот будущим предпринимателям, сегодняшним школьникам, студентам, размышляющим о своем месте в жизни, — точно придется по вкусу.
Топ–3
Самой продаваемой деловой литературы в Петербурге
"Семь навыков высокоэффективных людей. Мощные инструменты развития личности", С. Кови. "Богатый папа, бедный папа", Р. Кийосаки. "45 татуировок менеджера. Правила российского руководителя", М. Батырев. По данным объединенной розничной сети "Читай–город" и "Буквоед".