Строить завод при малых объемах продаж нерентабельно

За время последнего кризиса объем российского авторынка упал на 35–40%, и мощности автозаводов оказались сильно недозагружены. Производители вынуждены искать новые рынки сбыта и развивать поставки продукции за рубеж, чтобы компенсировать потери.
На примере АвтоВАЗа за последние годы видно, что работа по расширению географии поставок ведется активно. Правда, многие из тех рынков, которые сейчас называют новыми, — всего лишь хорошо забытые старые, где АвтоВАЗ присутствовал еще в советское время.
То же самое касается грузовых автомобилей. КамАЗ также поставляет свою продукцию в разные части света, причем у производителя есть довольно экзотические направления, такие как Индонезия, Филиппины, Никарагуа, страны Африки.
Но так или иначе основными рынками для российских производителей остаются страны Евразийского экономического союза, в частности Белоруссия и Казахстан. Туда отправляется больше автомобилей, чем суммарно во все страны, не входящие в ЕАЭС.
Несмотря на избыточность производственных мощностей, на рынке периодически появляются сообщения о возможном появлении новых автомобильных предприятий в России. На практике запуск завода при небольших объемах продаж оказывается нерентабелен. Как отмечают сами производители, объемы продаж, при которых можно задуматься о собственном предприятии, должны составлять не менее 20 тыс. автомобилей в год.
Логичным выглядело бы создание собственного завода корейским брендом Kia, который сейчас делит площадку с Hyundai. Правда, больше от этого соседства страдает именно Hyundai: продажи седана Solaris в 2018 году упали на 4%, или 3 тыс. штук. Компания могла бы продавать больше автомобилей, но препятствием становятся как раз ограничения по производству. Если в итоге Kia решится на строительство, это позволит расширить модельную линейку бренда. Так, в Европе есть автомобили Kia, предназначенные только для этого рынка, хотя они могли бы оказаться востребованными и в России. Например, недорогой кроссовер Kia Stonic. Успех Hyundai Creta позволяет говорить о том, что такой автомобиль в России мог бы пользоваться популярностью.
Чаще всего в последнее время на рынке обсуждается появление в России заводов по производству китайских автомобилей. Однако политика производителей из Поднебесной пока кажется непоследовательной. Например, компания Geely рассчитывала на объем производства модели Atlas на заводе в Белоруссии до 60 тыс. автомобилей в год. Большую часть из этого компания планировала продавать в России. Но этот кроссовер стоит от 1 млн рублей, поэтому такие планы — нечто из области фантастики.
Закрепил свои слова делом пока что только Haval. Конечно, объемы продаж бренда пока несущественны, но, возможно, строительство завода сможет доказать серьезные намерения компании и изменить ее положение на рынке. Тем не менее в целом ценовая политика китайских производителей остается по–прежнему негибкой и не позволяет рассчитывать на резкий рост продаж.
Азат Тимерханов, аналитик агентства "Автостат"