Затишье только снится. На рынке топлива наступил покой, но с 1 января возможен новый виток

Автор фото: Ермохин Сергей

После недавних волнений на рынке топлива, похоже, наступил покой. Однако с 1 января начнется новый этап, развитие которого предугадать сложно.

Соглашение ОПЕК+ о снижении нефтедобычи пока устраивает всех, но аналитики опасаются в будущем избытка предложения.

Встряска к лучшему

Первая половина декабря для автомобилистов прошла спокойно. Цены на топливо не понизились, но остались стоять в "стойле" — после недавнего их галопирования потребителям явно нужна передышка. Биржевые торги, в свою очередь, показали нисходящую динамику. По итогам первой полноценной недели декабря цена тонны бензина АИ–92 снизилась на 2,1%, до 44,79 тыс. рублей, бензина АИ–95 — на 2,2%, до 45,79 тыс. рублей за тонну. Межсезонное дизельное топливо подешевело на 0,03%, до 47,85 тыс. рублей за тонну, зимнее — на 1%, до 57,8 тыс. рублей за тонну. Однако неделя завершилась отскоком наверх. "Для участников торгов в секции "Нефтепродукты", пожалуй, это главное событие ушедшей недели, требующее ответа на вопрос: это эпизод, мимо которого можно пройти, или разворот тренда от понижательного к растущему? Однозначный ответ невозможен. Слишком много впереди неопределенностей, способных опрокинуть любой прогноз", — считает генеральный директор АО "РКИ" Виктор Костюков.
Однако все взгляды и участников рынка, и потребителей уже обращены к 2019 году. С 1 января увеличится налоговая нагрузка на отрасль — это повышение НДС и НДПИ. Власти заверяют, что разработаны и утверждены механизмы для поддержания стабильности на рынке, однако экспертам трудно прогнозировать, как они будут работать на практике. "Напомню, механизм демпфирования предполагает удерживать оптовые цены на бензин АИ–92 около базового уровня 56 тыс. рублей за тонну, назначенного законом. Даже неподготовленному читателю сразу становится понятно, что регуляторы нацелены удерживать рыночные цены в диапазоне, близком к назначенному базовому уровню, а нынешним ценам, сложившимся на бирже, — около 44–45 тыс. рублей за тонну — жить осталось не так долго", — добавляет Виктор Костюков.
При этом действующая сейчас заморозка цен — не что иное, как попытка правительства тянуть время. "Маневрирование" в этом году представляет собой, с одной стороны, попытку стандартизировать ручное регулирование прошлых лет, а с другой — детально прописать "кнут" в виде возможных заградительных пошлин и "пряник" в виде демпфирующих вычетов и акциза на нефтяное сырье. При этом даже сами составители плана "маневрирования", возможно, не до конца осознают возможность функционирования предложенного механизма и в итоге пришли к заморозке цен до конца марта 2019 года, отложив тем самым решение проблем и явных дыр в законодательстве. В свою очередь, заморозка уже негативно сказалась на топливообеспечении независимых игроков, дополнительно усугубляя и без того сложную ситуацию", — считает руководитель отдела анализа и маркетинговых исследований Refinitiv Александр Шкурин.
У сложившейся ситуации есть и положительные стороны — потрясения вынуждают игроков меняться. "Рынок сам стал развиваться в интенсивном режиме по западным критериям. Все компании (и ВИНКи, и розничные операторы) еще более тщательно стали применять эффективные технологии, отказываясь от избыточных решений, — рассказал первый заместитель генерального директора ООО "ПТК" Леонид Чурилов. — Существенное внимание стало уделяться сопутствующему сервису на АЗС, экономии, оптимизации. Были отброшены все долгосрочные, низкомаржинальные и рискованные проекты. Во многих компаниях произошли структурные изменения, о которых рынок еще узнает. Все вынуждены меняться. Но для некоторых это не стало спасением".

На слабых тормозах

На исходе первой недели декабря участников нефтяного рынка беспокоил итог заседания министров ОПЕК и ОПЕК+, чьи ряды с января будущего года покидает Катар. От их решения зависел расклад на будущий год. И получился он таким: все страны–нефтеэкспортеры (за исключением Ирана, Венесуэлы и Ливии) в первом полугодии 2019 года снизят добычу нефти на 1,2 млн баррелей в сутки. Для России этот объем равен 230 тыс. баррелей в сутки от уровня октября.
Котировки в ответ на решение в течение недели пошли боком — не показывали ни сильного падения, ни роста. "Планируемое сокращение нефтедобычи на 1,2 млн баррелей в сутки способно удержать цены от дальнейшего снижения. Однако этого явно недостаточно, чтобы нефтяные котировки начали расти, если учесть замедление роста спроса на нефть и продолжение роста нефтедобычи в странах, не присоединившихся к соглашению, — говорит эксперт–аналитик АО "ФИНАМ" Алексей Калачев. — Реакция США на последние решения ОПЕК+ оказалась на удивление сдержанной. Нефть в диапазоне от $55 до $65 за баррель марки Brent в качестве ориентира — это не только комфортный уровень для потребителей, но и тот уровень цен, который необходим для рентабельности сланцевых проектов США".
В Минэнерго отмечают, что за время действия соглашения ОПЕК+ российские нефтяники заработали дополнительно около 2 трлн рублей, а бюджет России получил дополнительно 5 трлн рублей. Несмотря на это, в стране у соглашения есть как сторонники, так и противники. Так, глава Счетной палаты Алексей Кудрин уверен, что снижение добычи даст только временную ценовую стабильность, а в целом "оно (соглашение ОПЕК+. — Ред.) снижает мотивацию для повышения производительности как в добывающих сферах, так и в сфере продажи и переработки и снижает эффективность экономической и бюджетной политики". В "Транснефти" дополнительно отметили, что экспорт российской нефти сократился на 5 млн т по многим причинам, среди которых как раз соглашение стран–нефтеэкспортеров.

Прежним курсом

В декабрьском докладе Международного энергетического агентства (МЭА) аналитики понизили прогноз по росту предложения от стран вне ОПЕК в 2019 году — на 415 тыс. баррелей в сутки, до 1,5 млн баррелей в сутки. Чуть ранее те же эксперты сообщили нефтяному миру важную новость — США впервые в истории стали нетто–экспортерами нефти, и за 10 лет импорт черного золота в страну упал в 3 раза.
"И поскольку рост добычи нефти в США неустанно растет, то чистый импорт будет сокращаться, при этом экспорт будет увеличиваться, создавая конкуренцию на многих рынках", — заключили в МЭА.
После прогноза цены на рынке стали понижаться, а аналитики перешли к опасениям о переизбытке нефти к 2020 году. Однако США, которые всячески призывали ОПЕК не уменьшать уровень добычи, по мнению Алексея Калачева, пока не нуждаются в новой стратегии. Сложившийся уровень цен можно назвать оптимальным, он позволяет сдерживать котировки на топливных рынках и сохранять рентабельность нефтедобычи. "Другое дело, если цены вновь поднимутся выше $70 за баррель. Тогда вновь будут включены механизмы воздействия, начиная от твитов Трампа, челночных визитов представителей администрации США на Ближний Восток и вплоть до принятия закона о запрете картельных сговоров на рынке нефти, направленного против ОПЕК", — уверен эксперт.