Открытия для гиков. Зимой гастрономическая карта Петербурга пополнится 20 барами и бистро

Автор фото: Александр Зеликов/ТАСС
Автор фото: Александр Зеликов/ТАСС

В Петербурге откроется более 20 новых ресторанных проектов общей стоимостью свыше 0,5 млрд рублей. В топе игровые ресторанные концепции со ставкой на Азию и поп–культуру.

Общепит для фанатов

Например, на ул. Некрасова начнет работу проект петербургской крафтовой пивоварни Mookhomor Production под названием Hideout. Бар площадью 118 м2 рассчитан на 50 посадочных мест и, по оценкам экспертов, обойдется владельцам не менее чем в 6 млн рублей. По словам самих владельцев, вдохновением для создания заведения послужили культовые фильмы, такие как "Безумный Макс", "Дорога", и компьютерная игра Fallout. При этом пивовары — не единственные, кто решил концептуально обыграть продукты массовой культуры. В течение года в Петербурге появилось несколько проектов по мотивам фильмов, комиксов, игр и пр. В их числе заведения Depeche Mode Bar, бар Lebowski, Black Books (закрытый осенью) и пр. А в 2017 году в Петербурге открылся пивной ресторан Mad Max, который также отсылает к одноименной серии фильмов.
На Гороховой ул. только что начала работу пиццерия Krang Pizza, рассчитанная на поклонников комиксов. "Мы сами любим старые игры, Sega и комиксы. Один из основателей Krang плотно завязан с комикс–индустрией, другие хорошо разбираются в еде", — объяснили в компании. В декабре на ул. Академика Павлова откроется второй ресторан Subzero (первый на ул. Рубинштейна), который может привлечь поклонников фильмов и компьютерных игр Mortal Kombat. И хотя Эдуард Лунин, совладелец ресторана Subzero, знает о существовании одноименного персонажа, название он выбирал, руководствуясь совершенно иной логикой.
"Летом 2017 года у нас с партнерами прошло несколько этапов отбора названия, и из шорт–листа, в который вошло пять вариантов, мы выбрали Subzero. Мы были вдохновлены документальным фильмом "Мечты Дзиро о суши", и варианты названия крутились около имени Дзиро. Subzero показалось созвучным и, на мой взгляд, близким нашей аудитории разных возрастов как раз благодаря фильмам и компьютерным играм", — объясняет Лунин выбор названия. В ресторане будет представлена азиатская кухня, преимущественно японская. Также в январе–феврале на ул. Рубинштейна начнет работу японское бистро от ресторанной группы "ОПГ Добрых Дел". Как отмечают участники рынка, многие предприниматели в 2018 году уже сделали ставку именно на азиатскую кухню: в городе открылись корейское кафе Omo, рестораны Mr. Bo и Pobo, раменная Ikigai (также от "ОПГ Добрых Дел") и пр.
По другому пути пошли владельцы заведения Department–57, которое откроется в конце января. По словам Антона Исакова, бренд–шефа нового проекта, ресторан занимает помещение площадью 1 тыс. м2 на наб. реки Фонтанки и состоит из трех частей: клубного пространства с баром, вечернего ресторана и многофункционального зала (на 100 посадочных мест).
"Мы уже организовали сотрудничество с Всероссийским институтом растениеводства имени Н.И. Вавилова, институт поставит нам овощи и зелень к столу", — рассказывает Антон Исаков. В меню ресторана со смешанной кухней будет около 40 позиций.
По оценкам участников рынка, открытие подобного заведения может обойтись в 150–200 млн рублей.

Имя твое

Как отмечают участники рынка общепита, для рестораторов стало модным делать ставку на оригинальное позиционирование и уникальный нейминг. Но не все предприниматели придумывают названия самостоятельно. Как отмечают собственники брендинговых агентств, в основном рестораторы обращаются к ним за комплексом услуг, в том числе покупая креативное название будущего заведения.
"За профессиональным неймингом обращаются в основном начинающие рестораторы, особенно из медийных персон, или же врывающиеся в незнакомые ниши. Возможен вариант, когда слепленное "своими руками" название вдруг оказалось неохраноспособным, не соответствующим объекту нейминга или же целевой аудитории", — объясняет Владимир Журавель, генеральный директор агентства PR2B.
Чаще выбирают названия, которые легко воспринимаются как на русском, так и на английском. Это перекликается и с трендом на обращение за названиями к героям видеоигр и поп–культуры.
"Зачастую это связано, во–первых, с доверием ко всему иностранному. Во–вторых, с легкостью покупки доменного имени, так как многие сейчас уже вводят в адресную строку название сайта", — отмечает Вероника Луцкая, менеджер по работе с клиентами дизайн–студии LOGOTIP1.
По словам экспертов, в Петербурге стоимость услуги нейминга может достигать 250 тыс. рублей, ежемесячно в агентства за помощью обращаются до 20 компаний и физических лиц, желающих заняться общественным питанием, — в основном это владельцы новых кофеен и пекарен.
Тем не менее запоминающееся название еще не гарантирует успех. "Дальше все зависит от самого владельца ресторанного бизнеса, количества торговых точек, качества и вкуса блюд, напитков и десертов, расторопности официантов, проведения рекламных акций — всего, что поможет бренду стать узнаваемым и сильным на рынке", — рассуждает Вероника Луцкая.
"На мой взгляд, название, безусловно, влияет на приток гостей и в целом на образ ресторана. Но этот фактор, как мне кажется, все же менее важен, чем, например, локация или достойная кухня заведения", — говорит Эдуард Лунин.
Для нас самым ожидаемым открытием зимы станет запуск восьмого и крупнейшего ресторана "На парах", рассчитанного на 150 посадочных мест. Скорее всего, он начнет работу уже в декабре. Инвестиции в проект составят от 20 млн рублей. Думаю, к массовой культуре обращаются рестораторы, которые особенно рассчитывают на сарафанное радио, — им нужна узнаваемая и яркая концепция. Как правило, со временем они перестраиваются и становятся ближе к классике либо не выживают в долгосрочной перспективе. Чаще развитие идет по первому варианту.
Егор Качура
коммерческий директор сети кафе "На парах"
Далеко не все предприниматели обращают внимание на такую деталь, как название заведения, и часто такой шаг становится причиной многих неприятных моментов: от трудностей в формировании положительного имиджа заведения до снижения посещаемости. Сейчас модно в названиях обыгрывать неологизмы (это позволит владельцу выгодно выделить заведение на фоне конкурентов). Например, "Чайкоффский", где обыгрываются фамилия известного композитора и слова по тематике предоставления услуг.
Влад Коваль
руководитель проектов агентства "Колоро"