Врач по телефону. Мобильные операторы могут поглотить рынок телемедицины

Автор фото: Елена Афонина/ТАСС

"Билайн" объявил о запуске телемедицинского сервиса "Мой Доктор". Сервис будет осуществляться по ежемесячной подписке.

Ранее подобные услуги начали продвигать другие участники "большой четверки" – МТС и "Мегафон". "ДП" рассказывает, как операторы начали осваивать телемедицину и что ждет рынок в случае их успеха.

Медицина на удаленке

Рынок телемедицины начал развиваться в России лишь пару лет назад. Сперва это были либо небольшие стартапы, которым удалось затем разрастись, либо узкопрофильные компании, которые специализируются исключительно на удаленных консультациях в коллаборации с врачами. Самые популярные среди них – Doc+, "Доктис", "Онлайн Доктор" и "Педиатр 24/7".
Крупные технологические компании практически сразу же отреагировали на развитие новой отрасли. Например, DOC+ получил в 2016 году $5,5 млн инвестиций от "Яндекса", через год компании начали тесное сотрудничество в рамках платформы "Яндекс.Здоровье".
Операторы "большой четверки" присматривались к рынку довольно долго и начали активно осваивать его спустя примерно полгода после того, как в России официально разрешили телемедицину.
Первопроходцем стал "Мегафон", который год назад создал сервис "Мегафон.Здоровье" совместно с разработчиками "Телемед хелп". Сейчас в приложении доступны около 1 тыс. врачей из клиник Москвы и Подмосковья, работающие по 40 медицинским направлениям. Также в приложении есть услуга дистанционной записи на прием к врачу в Москве. Стоимость одной онлайн-консультации составляет 499 рублей. Позже в июле этого года "Мегафон" объявил, что будет развивать телемедицинские технологии совместно с департаментом информационных технологий московской мэрии и китайской компанией Huawei. Оператор предлагает разворачивать зоны 5G на оборудовании Huawei в московских клиниках для удаленной ультразвуковой диагностики и дистанционного анализа ДНК.
В апреле этого года МТС запустила платформу SmartMed в сотрудничестве с сетью клиник "Медси". Онлайн-консультации врача осуществляются с помощью чата или видеозвонка. История обращений, назначения и результаты анализов, медкарта хранятся в облаке. Первый месяц платформа работала в порядке эксперимента бесплатно, сейчас тариф составляет 550 рублей за одну консультацию.
"Мой Доктор" от "Билайна" во многом походит на проекты своих конкурентов. В коллаборации с проектом согласились работать лабораторные службы "Хеликс" и "Гемотест", фитнес-центры Fitmost и сервис по записи к врачу DocDoc. Приложение будет работать на подписной основе: базовая подписка будет стоить 199 рублей, премиум-аккаунт – 499 рублей. При этом по подписке будет доступно безлимитное количество консультаций и кешбэк от партнеров.

Зачем мобильным операторам телемедицина

Генеральный директор телемедицинского сервиса "Доктис" Андрей Аврааменко в комментариях "ДП" оценивал рынок телемедицины в России в 2 млрд рублей. Его коллега Денис Юдчиц, гендиректор "Мобильных медицинских технологий", оценивал рынок в 1 млрд рублей.
Многие участники телекоммуникационного рынка сходятся на том, что это направление является весьма перспективным. Эрик Бровко, акционер ГК Synthesis и инвестор телемедицинской платформы "Мое Здоровье", подчеркивает, что мобильные операторы через развитие телемедицинских услуг пытаются найти возможность дополнительной монетизации своей аудитории.
"На мой взгляд, это достаточно верный стратегический шаг в развитии бизнеса. Сейчас все большие игроки идут в создание платформ, и операторы здесь не исключение", – считает предприниматель.
При этом Бровко не верит в конкурентоспособность самостоятельных телемедицинских проектов, выход на этот рынок крупных мобильных операторов, по его мнению, приведет к тому, что они его полностью поглотят.
"Я лично не верю в отдельные проекты с телемедициной, по крайней мере, не вижу там огромного потенциала для бизнеса. Выход больших игроков, думаю, повлечет за собой покупку лучших проектов и медленное вымирание остальных, так как стоимость привлечения клиентов у оператора будет в разы ниже", — считает он.
Директор агентства "Рустелеком" Юрий Брюквин гораздо более осторожен в своих прогнозах.
"Не нужно думать, что у мобильных операторов гораздо больше ресурсов, они используют те же самые каналы, что и обычные телемедицинские сервисы. У них есть обширная база клиентов, но многое зависит от того, насколько грамотно они будут использовать эту базу и смогут ли они создать из подобной услуги массовый сервис. У операторов есть неплохие шансы на успех, если они смогут осуществить стратегию по привлечению и удержанию клиентов, не тратя при этом больших средств", — считает эксперт.
По мнению Брюквина, развитие телемедицины в России во многом популярно из-за общего низкого уровня медицины в стране. Россияне привыкли к самолечению и поиску информации о заболеваниях в Интернете, поэтому онлайн-консультации становятся все популярнее. Кроме того, минусом реального посещения врача в России является наличие больших очередей и долгой записи на прием, а многие хотят получить услугу здесь и сейчас и готовы платить за это.