В экономической политике России действует принцип "хочешь мира — готовься к войне"

 

В экономической политике РФ много противоречий. За последние 10 лет эти противоречия усилились. С одной стороны, мы видим и можем оценить как правильную, рыночную и либеральную ту политику, которую ведут и Центральный банк, и экономическое крыло правительства РФ. С другой стороны, на эту политику накладывается сложнейшая геополитическая ситуация, в чем экономисты не очень разбираются и чем не могут управлять.
В последние 10–15 лет основная задача властей — рост благосостояния населения, и при высокой цене на нефть она благополучно решалась. Бюджетники стали получать хорошую зарплату, рос бизнес. Но наступил 2014 год, и изменились формальные параметры экономики РФ. Мы видим замедление темпов экономического роста. По итогам текущего года рост экономики может составить 1,2–1,5%. Россия стала выбывать из международной интеграции, сокращать международный долг. Это не очень хорошая новость, потому что для развития нужны заемные деньги, в том числе с международных рынков.
Развитие геополитической ситуации показало, что в России сокращается объем инвестиций, а объем вывода капитала за рубеж увеличивается. Включены персональные санкции против наших крупнейших предпринимателей. Это отвлекает большие государственные ресурсы для того, чтобы помогать им. В связи с этим правительство и денежные власти РФ вынуждены действовать по принципу "хочешь мира — готовься к войне". Именно так выглядит политика Центрального банка и экономических властей РФ. Это выливается прежде всего в накапливание резервов, жесткую монетарную политику, сокращение бюджетных расходов и увеличение нагрузки на население. В последнее время, несмотря на очень высокую, казалось бы, цену на нефть, был принят ряд решений, достаточно странных в этой ситуации. Это значительное увеличение пенсионного возраста и увеличение налогового бремени. Таким образом, население фактически оплачивает ту ситуацию, в которую мы попали. Это тоже плохая новость, однако с этим, к сожалению, ничего нельзя поделать.
Важно иметь в виду, что если раньше, в 2009–2011 годах, цена на нефть, при которой балансировался бюджет РФ, составляла $100 за баррель, то сейчас правительство поставило себе цель балансировать бюджет при цене барреля $50. При этом цену отсечения в рамках бюджетного правила правительство не меняет. То есть оно готовится к худшему и тратит деньги на пополнение резервов и крупные инвестиционные проекты. Но пока других точек роста экономики, кроме добычи и переработки сырья, в России не появляется.
При всех заклинаниях властей, что малый бизнес — это наше все, что мы не можем жить без малого бизнеса и должны дать ему дорогу, у меня есть данные, что малый бизнес живет, мягко говоря, не очень здорово. Правила, по которым открывается и работает малый бизнес, не упрощаются. Зачастую чиновники стараются взять свою маржу с этих операций. Не все кредитные организации хотят кредитовать малый бизнес.
Основным драйвером экономики сейчас является значительный, 17%–ный, рост кредитования населения. Нельзя сказать, что это однозначно негативная новость, но задуматься стоит.
Олег Сысуев, первый заместитель председателя совета директоров Альфа–Банка