Букинисты на аренде. Главный редактор "Книжной индустрии" Светлана Зорина о том, как выживают независимые продавцы

Автор фото: bookind.ru

О том, чем отличаются книжные магазины Петербурга от московских и региональных и насколько сложно выживать независимым торговым точкам в мире больших сетей, "ДП" поговорил с главным редактором журнала "Книжная индустрия" Светланой Зориной.

Отличается ли Петербург по структуре книжной розницы от других городов?

— Петербург — это преобладание современных книжных магазинов большого формата. Здесь доля книжных с торговой площадью менее 100 м2 составляет лишь 17,8%, а в среднем по России — 55,7%. Кроме того, Петербург (как и любой миллионник) — это высокая территориальная доступность книготорговых объектов. На каждые 100 км2 здесь их 111,7. В Москве — 149,8 объекта, в других городах–миллионниках — 11,2–17,9 на 100 км2.
На начало 2018 года книги в Петербурге представлены в ассортименте более 1500 торговых объектов. Это число включает и FMCG–сети, магазины детских товаров, отделения почты и киоски прессы.

Верно ли будет сказать, что сейчас время больших сетей и мелких нишевых магазинчиков с особой идеей? А "просто книжный" уже никому не нужен?

— Нет, сейчас (как и раньше) востребованы хорошие магазины с широким выбором книг, красивым помещением и оборудованием, компетентными продавцами. Как убеждают социологические опросы, российский читатель в 2017–2018 годах предпочитает книжные в ближайшей территориальной доступности (рядом с домом, работой, учебой). Так что "просто магазину" здесь вполне может найтись место.

Тем не менее не похоже, чтобы их становилось больше.

— Специфика России в том, что небольших независимых магазинов недостаточно. А они очень нужны для развития культурной среды. К сожалению, их число скорее сокращается, новые появляются редко. Необходима поддержка со стороны отрасли, какие–то преференции для таких локальных точек. Например, в плане арендной платы. Сетям, конечно, легче, хотя не сказала бы, что вообще легко.

Сейчас книжным магазинам, чтобы выживать, чем только приторговывать ни приходится. Все так и будет двигаться в этом направлении?

— Тенденция развития некнижного ассортимента уже достигла своего максимума. В среднем процентов шестьдесят площади отводится под книги. А остальные 40% (в некоторых случаях даже до 50%) — под прочие товары. Если больше — то это уже не книжный магазин. И книготорговцы это прекрасно понимают. Те, кто профессионально подходит к формированию ассортимента, управлению трафиком, проведению маркетинговых акций и различных активностей на своей территории, оформлению интерьера, — развиваются, и развиваются неплохо. Современные книжные магазины становятся мультиформатными культурными центрами. Частью общего городского культурного пространства.